Жизненный путь И. Н. Крамского
Тяжел был жизненный путь И. Н. Крамского (1537-1887), мещанина по рождению. Нужда преследовала его очень долго, и даже в последние годы жизни Крамской, ставший знаменитым художником, не мог свободно отдаться любимой работе. “Я продаю себя. Кто купит?! – восклицал он. Ф. Васильев, рано умерший от чахотки, был почтальоном. Художники Кошелев, Корзухин. Саврасов и многие другие были пролетариями кисти, художниками-плебеями, вышедшими из народных низов. Естественно, что им были близки и понятны думы народа, что они становились последователями и учениками
Вслед за Чернышевским Крамской, бывший художественным руководителем, советчиком, признанным и авторитетным теоретиком молодых художников, утверждал: “Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным… Художник – критик общественных явлений… Только чувство общественности дает сил\ художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и еще более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения к только!”
Любимым
Савраска увяз в половине сугроба; Ребята с покойником оба Две пары промерзлых лаптей Сидели, не смея рыдать. Да угол рогожей покрытого гроба И, правя Савраской, у гроба Торчат из убогих дровней… С вожжами их бедная мать Шагала…
Передвижные выставки были фактом того же порядка, что и знаменитое “хождение в народ”. Художники работали над картинами и темами, подсказанными животрепещущей действительностью, на себя смотрели как на борцов за народное счастье. Не случайно поэтому они создали ряд полотен, посвященных революционному движению современности. В этих картинах духовная близость “передвижников” демократической литератур,” 60-70х годов проявляется с особенной силой. Героями их картин становились те люди, для которых
Доля народа, Счастье его. Свет и свобода Прежде всего!
Художник Маковский в картине “Студенческая вечеринка” показал целую группу молодежи, знающей, что она будет жить “для счастья убогого и темного родного уголка”. Прянишников в картине “Порожняком” дал образ бедняка-студента, едущего в крестьянских дровнях для революционной работы в деревню. В целом ряде полотен (“Под жандармским конвоем”, “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Подпольное собрание”, “Не ждали”) Репин рассказал о героической жизни “народных заступников”.
Художников “передвижннков”, воспитанных на идеях Чернышевского и Добролюбова, никогда не оставляло “жгучее святое беспокойство” за народную судьбу. Их картины звали к тому же, к чему звали Чернышевский и Добролюбов в своих статьях, Некрасов – в своих стихах и поэмах:
Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрешь не даром… Дело прочно, Когда под ним струится кровь.
В своих картинах они правдиво воспроизводили действительность, объясняли ее и произносили приговор над жизнью, учили жить, мыслить, бороться.