Анализ поэтики Некрасова второй половины 50-х годов ХІХ века

Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал защитником высокоидейного гражданского искусства, утверждал мысль о единстве революционного слова и дела. Необходимо учитывать, что Поэт и Гражданин в стихотворении Некрасова

не антагонисты. Как уже установлено в нашем литературоведении, Некрасов не принимает упрощенного противопоставления: или поэт, или гражданин. В стихотворении представлен своеобразный внутренний диалог, внутренний спор, который отразился и в позднейшей лирике Некрасова.

Стихотворный сборник 1856 г. построен по четкому плану. Первый отдел состоял из стихов о народе, во втором помещены были сатирические стихи. В третьем отделе опубликована поэма “Саша”, а в четвертом – лирические стихи. И внутри каждого отдела стихотворения были расположены в определенном порядке (не всегда в хронологической последовательности).

Так, первый отдел, включавший уже известные произведения “В дороге”, “Огородник”, “Тройка” и др., заканчивался двумя новыми стихотворениями, в которых были выражены особо важные для поэта мысли о народе, его положении и судьбах: “Забытая деревня” (1855) и “Школьник” (1856). В первом из них на нескольких

Конкретных примерах воссоздавалась широкая картина горькой и беспросветной жизни крепостного крестьянства, которое тщетно надеялось на “доброго барина”. Заглавие стихотворения приобретало символическое значение. В “Школьнике” звучала оптимистическая уверенность поэта в тех громадных внутренних силах, которые заключены в народе. Второй отдел, в котором были помещены такие сатирические стихи, как “Псовая охота”, “Колыбельная песня”, “Нравственный человек”, “Современная ода”, также заканчивался наиболее острым в социальном и антикрепостническом отношении произведением – “Отрывки из путевых записок графа Гаранского”. Ирония перерастает здесь в гневный сарказм, помогающий как бы “изнутри” разоблачить подлинное лицо помещика-аристократа, от имени которого ведется повествование. Испробованный уже ранее прием социального контраста приобретает в “Отрывках..” особую остроту и напряженность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Анализ поэтики Некрасова второй половины 50-х годов ХІХ века