Роман Гончара “Собор” – путь к духовному и государственному возрождению нации

В истории каждой литературы есть книги, которые обозначают вехи восхождения культуры того или иного народа к духовным высотам человечества. В украинской литературе XX века такой книгой, несомненно, является “Собор” Олеся Гончара, который нанес тоталитарной тирании таких разрушений, из-за которых начался ее распад, крушение. Замечательный, этапный роман стал в борьбе с деспотией тем поразительным, неотразимым оружием, не просто привел к поражению гнилого режима, но и вывел украинский народ на путь национального возрождения. “Собор”

сыграл роль не столько инструмента развала, сколько единения соборности сил украинства для создания нового, демократического уклада жизни. А такая книга стоит больше, чем просто выдающееся литературное явление.

“Собор” – шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного до того уже всеми возможными наградами, а значит, “идеологически выдержанного. Тем большим выдался удар по режиму, нанесенный “Собором”. В нем писатель властно, в полный голос поднял тему борьбы против духовного браконьерства, карьеризма, прислужничества. Произведение получило положительные рецензии критиков и литературоведов, писателей

и читателей. Все они дали высокую оценку новому роману Олеся Гончара. И вдруг – вокруг “Собора” забурлила черная туча лжи и шельмования, а вскоре роман был запрещен, изъят из магазинов и библиотек. Тень запрета лежала на “Соборе” почти двадцать лет. Но этим запретом режим лишь засвидетельствовал свою роковую ошибку, проявил лицемерие своей политики, которая считала нормальным насилие над духовностью, над талантом. Победителем в этом открытом поединке с системой выйдет Олесь Гончар, который, может, впервые так наглядно продемонстрирует высокое достоинство таланта – его неподкупность. Но это не было ни какой случайностью, ни внезапным прозрением автора. Гончар возвращался в “Собора” вместе с обществом, а если точнее, то, как это всегда случалось у большого таланта, – опережая его в видении и прекрасного, и безобразного, в предвещании грядущих драм и испытаний, взлетов человеческого духа и поражений низменных идеологических построений.

Еще с ранних своих произведений писатель привлек внимание и читательской элиты, и массового поклонника чрезвычайной художественной честностью и моральным здоровьем, неумением подстраиваться под стереотипы как книжные, так и общественные. Итак, “Собор” был закономерным, последовательной ступенью в познании зловещей эпохи обмана и лицемерия, в размышлениях писателя о трудном пути родного народа в поисках своего места в мировой цивилизации. Эта мысль выдающегося современного писателя была логическим продолжением той определяющей линии украинской литературы на духовное и государственное возрождение нации, которая связана с именами Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила Грушевского, Владимира Винниченко, Николая Кулиша, Александра Довженко, которая так гениально просияла в молодой поэзии Павла Тычины и воскресла в новую эпоху в слове “шестидесятников”.

Олесь Гончар – писатель, который в своем творчестве всегда доискивается правды. Это мы видим и в романе “Собор”, который посягнул на основы системы. “Собор” ударил в самое сердце! Когда Тычина писал в двадцатые годы про “всю гниль, всю плесень партийно-избирательных рожениц”, то Гончар накануне провозглашения “развитого социализма” во весь голос сказал о бездуховности построенной на этой гнили и плесени системы. Системы, которая лицемерно назвала себя наследницей вековых приобретений человеческой культуры, но отвергла главное – духовность, красоту, впрочем, на словах отбивая им поклоны. Во весь голос писатель сказал, что обществом правят невежды, браконьеры.

В своем романе художник писал не о переживаниях сталевара возле огненной лавы или комбайнера в порыве к рекорду, а о материи тонкой, конструкциях несущих, тенденциях весомых, которые во всем мире ценятся как первостепенные для жизни человека и человечества. Гончар показывает конфликт режима с народом. Конфликт в главном, конфликт творцов и разрушителей, конфликт народа-созидателя и системы-браконьера. В романе четко выведена мысль-идея, она изображена откровенно и мужественно в раздумьях о ежедневных баталиях, “которые ведут строители с “браконьерами””разных рангов в разных сферах”, изображена в деяниях “выдвиженца”Володьки Лободы, в осквернении колхозным бригадиром юной Ельки, в уничтожении приднепровской природы, в Дикой выходке подорвать казацкий храм, словом, в таком наборе, таком букете художественных ходов, что разве совсем бестолковый читатель не задастся после прочтения романа мыслью: а что же за погонщик погоняет нами, что же за режим благословляет всю эту антигуманную, античеловеческую, антиприродную кутерьму, браконьерскую не только по отношению к человеку, но и ко всему живому, наполненному духом и здравым смыслом?

Ответы на все эти вопросы – в романе. И сам ответ – в той развернутой метафоре – образе собора, который и дал название роману. Что такое, собственно говоря, собор в “Соборе”? Это вполне конкретный христианский храм, построенный казаками после разгрома Сечи. Но собор одновременно и воплощение высокого духа народного. Собором измеряется не только мера духовности, но и общественная сущность человека, он, как рентген, просвечивает умы, души, позиции, величие и ничтожность, благородство и подлость, чистоту и вырождение.






Яку людину можна назвати ввічливою.
Роман Гончара “Собор” – путь к духовному и государственному возрождению нации