Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Потеряв отца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоятельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Твери, а переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издает журнал Почта Духов.
В своих произведениях Иван Андреевич резко критикует крепостное право и помещиков, рисует разложение нравов дворянского общества. Его пьесы
В сатире Похвальная речь в память моего дедушки, под видом прославления некоего помещика, Крылов жестоко издевался над крепостничеством. Речь эту произносил дворянин-крепостник: он в восторге от дарований дедушки, например, по части охотничьих набегов на крестьянские поля. Он говорит: Не думайте же… чтоб я выставлял его примером в одной охоте; нет, это было одно из последних его дарований; кроме сего, имел он тысячу других, приличных и необходимых нашему брату дворянину; он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов вырабатывают в год; он знаменитые подавал примеры, как эти две тысячи человек можно пересечь в год раза два-три с пользою…
Обстановка в России накалена вследствие Французской буржуазной революции. Дерзость молодого Крылова и его друзей не могла не привлечь внимание правительства. Журнал Зритель закрыт, но Крылов с товарищем начинает издавать Санкт-Петербургский Меркурий, еще более резкий и смелый, чем два предыдущих. Вскоре журнал закрывают, а Ивана Андреевича изгоняют из столицы как неугодного дворянскому правительству писателя. Он вынужден жить в провинции в роли секретаря-приживала. Сменяются цари, оживляется политическая жизнь.
Крылов возвращается в столицу. Теперь он меняет тактику. Его новым оружием становится басня, так как в условиях жесточайшей реакции говорить правду открыто невозможно. Он переходит на язык иносказаний и аллегорий. За несколько лет Крылов становится признанным баснописцем. В 1812 году он поступает на службу в Публичную библиотеку, где проработает 29 лет. Литературная деятельность Ивана Андреевича завершилась в 1836 году, в 1844 году он скончался.
Пушкин и Белинский высоко ценили басни Крылова. Александр Сергеевич называл его истинно русским поэтом с лукавством ума, с насмешливостью и живописным способом выражаться. Крылов писатель-реалист. Он рисует в своих баснях всю Россию со Львом царем во главе, Россию чиновников взяточников и грабителей; помещиков тунеядцев и угнетателей. В его баснях ярко показана и Россия крестьянская, трудовая, угнетенная. Басни Крылова не общие нравоучения вневременного, внеисторического порядка, а острые сатиры, написанные на злобу дня.
В басне Орел и Крот Крылов рассказывает, о том, что царь птиц не захотел прислушиваться к скромному голосу Крота и за это поплатился.
Орел с Орлицею вдвоем…
И, выбравши ветвистый дуб, высокой.
Гнездо в его вершине стали вить.
Крот доложил:
Что этот дуб для их жилища не годится.
Но кстати ли Орлу принять совет из норки…
Но однажды, возвращаясь с богатой добычей к птенцам, Орел увидел:
Дуб его свалился,
И подавило им Орлицу и детей…
Баснописец требует от царя людей внимания к голосу народа, который лучше, чем присяжные царя, видит, в чем болезнь государства. О тунеядцах-дворянах, о тружениках-крестьянах говорит Крылов в басне Собака и Лошадь:
Конечно, Лошадь отвечала:
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала.
То нечего б тебе здесь было и стеречь…
Для автора нет вопроса, кто лучше: дворяне и полицейские (Собака) или крестьяне, которые пашут землю.
В басне Волк и Ягненок первая же фраза объясняет суть:
У сильного всегда бессильный виноват.
И почти афоризмом заканчивается: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Язык Крылова это подлинно народный, реалистический русский язык. Он пользуется в своих баснях меткими образными выражениями, которые сделали его произведения незабываемыми, живым источником мудрости.
А вы, друзья, как ни садитесь.
Все ж в музыканты не годитесь.
Это наша классика, которую мы должны знать и гордиться.