Первые произведения Крылова

Еще в Твери Крылов начал создавать свои первые литературные произведения, стал мечтать о том, чтобы стать писателем-профессионалом. Попытаемся представить, какие обстоятельства вызвали в нем эти стремления… Бывая в дворянских домах, юноша встречался 8 людьми, живо интересовавшимися литературой, много читавшими, пытавшимися писать. Здесь он, доставая книги, делился мыслями о прочитанном. В губернаторском доме он смотрел любительские театральные представления. Ставились спектакли и организовывались концерты в зале “благородного собрания” и в дворянском училище. Пользуясь связями отца, юный Крылов мог бывать и там.

В то время, когда Крылов жил в Твери, в семинарии и в училище припек было до полутора тысяч учащихся. У многих горожан дети учились в семинарии; огромное по тем временам учебное заведение привлекало на свои праздники “весь город”, а выпущенные из стен семинарии воспитанники шли не только в духовенство, но и распределялись по канцеляриям и присутственным местам, становились учителями в частных домах, служили у богатых купцов, а иногда и сами занимались торговлей и ремеслами. Встречался с ними повсюду и Крылов.

Это общение накладывало на его интересы и симпатии демократический, “третьесословный” отпечаток. Не только в губернаторском и иных дворянских домах Крылов мог пользоваться библиотеками, знакомиться

с новинками литературы и театра, но, по-видимому, и в семинарии. Книжки ему могли давать и семинаристы; на вечера и семинарию его, конечно, водил отец, который бывал па них как представитель городской администрации. Семинария тогда старалась выделиться своей поэтической деятельностью и даже называла себя “Парнасом”, “Геликоном”.

В ходу были так называемые “разговоры”, носившие нередко сатирический характер. Несколько учащихся вели беседу по поводу того или иного общественного события или обсуждая какую-либо отвлеченную идею. Эти разговоры принимали характер театральных представлений. Историк Тверской духовной семинарии сообщает, что “какой-либо торжественный акт, на котором были назначены “разговоры”, был в то время своего рода торжеством для провинциальной публики и привлекал в духовные заведения столько публики, сколько только могли вместить стены актовой залы”. Ученики семинарии перелагали рифмованными строками духовные псалмы, составляли оды официального характера, восхваляя поочередно своего ректора и императрицу” Но в их стихах была и более живая, творческая струя.

Некоторые семинарские поэты подражали Ломоносову, восторгались силой человеческого разума, познающего и побеждающего природу, писали басни, сатирические рассуждения и диалоги, в которых подчас поднимались до критики социального строя. Некоторые из этих произведений, пройдя цензуру школьного начальства, читались на семинарских публичных актах и печатались в сборниках. А то, что нужно было прятать от глаз начальства, распространялось иначе.

Вот, например, отрывок из довольно дерзкого стихотворения, сочиненного студентом семинарии Федором Модестовым. Социально-обличительный характер стихотворения и “светскость” интересов его автора несомненны:

Если хочешь ты спокойно Жизнь свою препроводить, Постоянно, благостройно, От напастей сохранить; То с вельможами не знайся. Вишен с их стола не ешь. И в карете опасайся С ними ехать; иди ими. Хоть они сперва и греют Дружеским тебя лучом, смотри, рассвирепеют неприятельским огнем, Поднесут чашу яда, Чашу смертные воды. Ты пропал бедняк за гада. Вот последствия беды!

И часто семинарские поэты выходили за пределы церковных тем. Вот, например, как один из преподавателей Московской духовной академии, ее ректор, Аполлон Байбаков в учебнике по стихосложению, предназначенном для всех семинарий и выдержавшем бесчисленное количество изданий (впервые он был напечатан в 1774 году), формулировал задачу создания сатир:

Сатира пишется не прозой, но стихами, При остром замысле с пристойными словами, Сокрытым образом должна порок ругать, Бездельников, глупцов разумно исправлять. И если вы теперь писать ее хотите, Порочных за предмет в материю возьмите, Коснитесь лености, браните долгой сон, Сколь вреден он

Когда юноша Крылов жил в Твери, в Тверской семинарии учились, теории литературы как раз по пособию Байбакова, и с ним будущий поэт вряд ли не был знаком. Автор пособия не случайно требует от каждого семинариста – будущего “блюстителя нравственности”- уменья писать сатиры и собственно басни.



Кожен носить чуму в собі.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Первые произведения Крылова