Творчество Грибоедова в развитие русской комедии

Русская комедия 1815-1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели. Представителями этого жанра являлись А. А. Шаховской и М. Н. Загоскин. В идейном отношении их произведения отличались политическим консерватизмом. В литературной борьбе Шаховской и Загоскин выступали против школы Карамзина – Жуковского. В 1815 г. появилась вызвавшая ожесточенную полемику комедия

Шаховского “Липецкие воды”, в которой в образе поэта Фиалкина осмеивались Жуковский и его поэзия.

Другое течение в русской комедии было представлено жанром салонно-светской комедии, построенной на любовной интриге. Наиболее видным его представителем был драматург Н. И. Хмельницкий. Значительную роль в ней играла французская комедийная традиция.

И, наконец, третье направление представляла реалистическая, верная русским нравам, сатирико-бытовая комедия Крылова. Именно ей принадлежало будущее.

Ранняя драматургия Грибоедова была связана главным образом со вторым направлением. Написанные им в 1814-1817 гг. пьесы

“Молодые супруги” и “Притворная неверность” (в содружестве с А. А. Жандром) – типичный образчик традиционной светской комедии.

“Притворная неверность” (вольный перевод одноактной комедии французского драматурга XVIII в. Барта) рассказывает о том, как две сестры решили проучить своих возлюбленных: одного за холодность, другого за ревность. Они пишут любовные письма третьему герою – светскому фату, любящему хвастаться своими победами. Оба возлюбленные узнают об этих письмах и негодуют. Но в дальнейшем истина восстанавливается, и обе пары сочетаются счастливым браком. Хотя герои носят русские имена, здесь не было и намека на реальную русскую действительность. Условность и традиционность – характерные черты этой пьесы.

Любовная интрига – главное содержание обеих комедий, примечательных лишь своей стройной композицией, легким и изящным слогом, гибкостью и гармоничностью стиха.

В комедии “Своя семья, или Замужняя невеста” (1817), написанной А. Шаховским, Грибоедову принадлежит отрывок, в котором заметны реалистические элементы, бытовой колорит, связанные с изображением в пьесе провинциальной дворянской жизни.

В 1817 г. Грибоедов вместе с Катениным написал комедию “Студент”, в которой уже чувствуется будущий реалист-сатирик. Здесь изображены чванная барская среда и эгоистические нравы (образ Звездова). В этом отношении “Студент” уже примыкает к третьему направлению в драматургии: сатирико-бытовым комедиям И. А. Крылова. В пьесе есть ряд выпадов против литературных противников авторов. Обращаясь к помещице Звездовой, герой комедии, недалекий студент Беневольский, говорит в стиле карам-зинской лирики: “…я сам имею сердце; законы вас осуждают, но какой закон святее любви?” Стихотворением самого Бене-вольского “Дружись, о друг, с мечтой” Грибоедов и Катенин пародировали сентиментально-романтические образы и стиль ранней поэзии Жуковского. При жизни драматургов пьеса не была поставлена на сцене.

Все эти ранние драматургические опыты, как, впрочем, и общий уровень тогдашнего комедийного репертуара, мало удовлетворяли Грибоедова. Сообщая Катенину в октябре 1817 г. о том, что Шаховской написал новое творение – “Пустодомы”, Александр Сергеевич осмеивает традиционное решение комедийного конфликта, условность и пустоту содержания этой пьесы: “Развязка пре-аккуратная,- пишет он,- граф женится на княжне, князь с княжной уезжают в деревню, дядя и тетка изъясняют моральную цель всего происшедшего. Машу и Ваньку устыжают, они хотят – стыдятся, хотят – нет, Цаплин в полиции, Инквартус и многие другие в дураках, в числе их будут и зрители, я думаю…”1. Обращался Грибоедов и к жанру водевиля, входившему тогда в моду, что Грибоедов отметит в монологе Репетилова в “Горе от ума”. В конце 1823 г. Грибоедов вместе с Вяземским написал водевиль “Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом”. Поставленный в 1824 г. на сцене водевиль большого успеха не имел, но в “Горе от ума” есть и водевильные мотивы и ситуации.

Критически относясь к тогдашнему репертуару, Грибоедов разделял взгляды литературных кругов, связанных с декабристами, которые стремились к созданию высокой, гражданско-обличитель-ной и в то же время национально-самобытной комедии, бичующей крепостническое общество. Не случайно один из членов литературного общества “Зеленая лампа” А. Улыбышев в своей политической утопии “Сон” (1819), резко выступая против подражательности иностранной литературе, рисует такую картину близкого будущего русской литературы, в частности комедии. “Великие события, разбив наши оковы, вознесли нас на первое место среди народов Европы и оживили также почти угасшую искру нашего народного гения. Стали вскрывать плодоносную и почти не тронутую жилу нашей древней народной словесности, и вскоре из нее вспыхнул поэтический огонь, который и теперь с таким блеском горит в наших эпопеях и трагедиях. Нравы, принимая черты все более и более характерные, отличающие свободные народы, породили у нас хорошую комедию, комедию самобытную. Наша печать не занимается более повторением и увеличением бесполезного количества этих переводов французских пьес, устаревших даже у того народа, для которого они были сочинены. Итак, только удаляясь от иностранцев, по примеру писателей всех стран, создавших у себя национальную литературу, мы смогли поравняться с ними…” ‘

Разделяя стремление декабристски настроенных писателей к созданию самобытно-национальной русской комедии, Грибоедов свои первые подражательные опыты пренебрежительно называл “комедийками”. Он мечтал о создании произведения оригинального, возвышенного по содержанию, полного истины жизни. Таким произведением и стала комедия “Горе от ума”.






Моя майбутня професія вчитель на англійській мові.
Творчество Грибоедова в развитие русской комедии