Василий Стус. Судьба, жизнь, поэзия
Ранний период творчества поэта отмечался оптимистичным, бодрым расположением духа, но со временем голос В. Стуса возмужал, стал суровее, и критичнее. Именно этим он стал выделяться среди своих единомышленников. В его поэзиях органически слились интеллект, внимание к вечным всечеловеческим проблемам с, в самом деле, национальным мировоззрением, которое достигало глубин народной морали и человечности. Благодаря этому лирические произведения художника выходили за пределы экспериментального бунтарства, дилетантской неосведомленности, что
В начале шестидесятых годов поэт часто печатается в журналах “Отчизна”, “Днепр”. В ряде стихов он рассуждает над сущностью человеческой жизни, над поисками путей борьбы за правду (“Молодой Гете”, “Убежать бы от себя прочь мир за глаза”, “Не могу я без улыбки Ивана”). Его волнуют вечные проблемы добра и зла, место каждого человека и свое собственное в обществе, что живет по неправедным законам, вопрос “как быть?” при таких обстоятельствах ему самому. Этот вопрос заключается не только в том, что каждому из них принадлежит выдающееся
Интимная лирика поэта сильная, самобытная. В ней очень ярко раскрылась его
Творческая индивидуальность. Привлекает она и трогательной нежностью чувств к любимой жене, матери сына, всех родных и близких. Интимная лирика В. Стуса большей частью была написана в тюрьме, и воспоминания о родных сердцу людях воспроизведенные через призму пасмурной неволи. Но даже там, в аду страданий, смертей, издевательств, сохранил он тепло и нежность своих чувств, которые мастерски воплотил в поэзиях “В пустой комнате”, “На Колыме запахло чабрецем”.
Поэт пришел в литературу в конце 50-х в начале 60-х годов, когда изобличение культа Сталина обусловило огромные изменения в жизни страны, в частности и в искусстве и литературе. Изменения эти происходили в двух основных направлениях: возрастало внимание к жизни, внутреннему миру человека – не как бездумного и бездушного “гвинтика”, а как личности; освоение изменений, что принес у жизнь научно-технический прогресс, развитие космонавтики, атомной физики, генетики и т. п. Это определило и тематику творчества многих поэтов, в частности и В. Стуса. У него почти нет сюжетных произведений, так как “Украина является осью, вокруг которой вращается вся поэзия Василия Стуса”. Украина выступает в его стихах не как объект, она существует в нем самом как психологическая данность. Этим объясняется благосклонность поэта к такому жанру лирики, как стих-медитация, философское раздумье.
Закончив Историко-филологический факультет Донецкого пединститута, молодой учитель едет на Кировоградщину в Таужнянскую семилетку как учитель. В. Стус оставил о себе теплые воспоминания у бывших учеников и коллег, хотя и работал там немного. После службы в армии (1959 – 1961) учительствует в Горловке (1961 – 1963), работает литредактором газеты “Социалистический Донбасс”. В 1961 году В. Стус становится аспирантом Института литературы им. Т. Шевченко АН УССР, работает над диссертацией на тему “Источник эмоциональности художественного произведения”, немало печатается