Почему литература XIX века считается классикой?

Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе.

Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к устному народному творчеству, к западне европейским литературам, о литературных направлениях, о языке.

Никогда до этого в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных направлений, борющихся между

собой и воздействующих друг на друга, как в первую четверть XIX века. Это привело к обострению классовой борьбы. Поэтому литература XIX века считается классикой.

Близка ли нам литература XIX века?

Вчитываясь в произведения писателей, которые являются классическими, мы обнаруживаем в их восприятии переживаемой эпохи немало сходного, родственного.

В творчестве больших реалистов 70-80-х годов, и прежде всего Толстого, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева, намечаются при всем неповторимом своеобразии каждого во многом родственные подходы к жизни. Отсюда сходство с нашим временем.

Литература наших годов целиком

унаследовала от эпох предшествующих аналитический характер, пафос социального исследования.

Какое произведение мне запомнилось больше всего?

В программе 10-ого класса больше всего мне запомнилось произведение Островского ” Гроза “.

Жанр драмы “Гроза” характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В “Грозе” эта личность – Катерина Кабанова.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины. Читая это произведение, я сразу увидел стремление Катерины к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она “не убила в себе человеческую природу”.

Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским в речи героини. Когда Катерина говорит, то кажется, что она поет. Катерина была связана с простым народом, она была воспитана на устной поэзии народа. В речи Катерины преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Чувствуется музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: “Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!”.

Меня поразила естественность, искренность, простота островской героини. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь. Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? – Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: она не стала, например, выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.
Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием “маменьки” показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. “Друг мой! Радость моя! Прощай!” – вот последние слова Катерины.

Характерная черта островской героини – это стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: “Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена”, – Катерина отвечает: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”

В пьесе неоднократно повторяется образ птицы – символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. “Отчего люди не летают так, как птицы?” – говорит она Варваре. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Мне нравится цельность, решительность характера Катерины. Она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. Это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Катерина вступает в конфликт с окружающей средой. Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что “в себе не вольна была”, “себя не помнила”. Если бы этой сценой заканчивалась драма “Гроза”, то в ней была бы показана непобедимость “темного царства”. В конце четвертого действия Кабаниха торжествует: “Что сынок! Куда воля-то ведет!”

Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решает умереть, лишь бы не остаться рабой.

Катерина – “светлый луч в темном царстве”. Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных ему условий “темного царства”.

Для меня образ Катерины – это облик прекрасной, русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает всех нас бороться с “темными” силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.






Відгук до твору.
Почему литература XIX века считается классикой?