Василий Симоненко (1935-1963). Псевдонимы – В. Щербань, С. Василенко, Симон

Василий Симоненко родился в с. Боевцы Лубенского района на Полтавщине 8 января 1935 года. Рос без отца, мать работала в колхозе. На протяжении 1942 – 1952 годов будущий поэт учился в школе: 4 класса – в Боевцах (1942-1946), а далее в соседних селах Енкивцах (1946-1947) и Тарандинцах (1947-1952). В 1952 году закончил с золотой медалью среднюю школу в Тарандинцах, поступил на факультет журналистики Киевского университета имени Т. Шевченко.

Принимал участие в литературной студии имени Василия Чумака (Сечь). В 1957 – 1960 годах работал в газете “Черкасская правда

“, затем в 1960 – 1963 годах в газете “Молодежь Черкащины”, собственным корреспондентом “Рабочей газеты”, а также занимался литературным творчеством. В 1962 году Василий Симоненко стал членом СПУ. Он планировал поступать в аспирантуру Института литературы АН УССР, вышел единственный его прижизненный сборник “Тишина и гром”. В середине 1962 года поэта жестоко избили работники милиции железнодорожной станции им. Т. Шевченко (г. Смела). В связи с тем, что власть всячески боролась с Василием Симоненко, можно сделать вывод, что это избиение не было случайным. 13-го декабря 1963 года поэт умер в черкасской больнице (по официальной
версии, от рака). Похоронен в Черкассах. В 1964 году вышел посмертный сборник “Земное тяготение” (книга была выдвинута на соискание Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко 1965 г. (посмертно), но лауреатом она не стала). Прошло 15 лет официального забвения поэта и в 1981 году появилась книга избранных произведений “Лебеди материнства” с предисловием Олеся Гончара.

Поэтические шедевры “Ты знаешь, что ты человек…”, “Где сейчас вы, палачи моего народа?..”, “Украине”, “Засматриваюсь в твои глаза…” (рукописное название – “Украине”), “Земля родная! Мозг мой светлее…” – будто фрагменты одной наболевшей мысли о судьбе народа, сыновьей преданности ему, готовности к самопожертвованию ради его освобождения и расцвета. Не удивительно, что именно эти стихотворения претерпели наибольших цензурных и редакторских вмешательств (а временами – и авторских смягчений). Написанные с позиций морального максимализма, произведения В. Симоненко не могли быть напечатаны даже в период “хрущевской оттепели”. Повесть “Осуждение”, известная в разных вариантах (часть ее публиковалась и как рассказ), художественно подтверждает, что психологически (как и физически) В. Симоненко находился под суровым контролем охранников режима. После его смерти незавершенным остался киносценарий “Банкет покойников”.

Проза В. Симоненко своеобразная и многообещающая, является прямой предшественницей новеллистики Григора Тютюнника, она заслуживает почетного места в контексте развития эпического мироотображения своего времени. В детской, на первый взгляд, сказке “Царь Плакса и Лоскотон” рассказывается о красивой стране с трагическим названием “Слезолий”, в которой правит царь Плакса, которому радость приносили только человеческие слезы:

Кто смеялся – они хватали И нагайками пинали, Так что в царстве том везде Хватало плача и слез. Он приходил каждый вечер Пусть дождь идет, или снег К голодной малышне И всем приносил смех.

Как и любая сказка, она завершается победой добра над злом. Но необычность этого произведения заключается в том, что сказка В. Симоненко “Царь Плакса и Лоскотон” на самом деле подвергает критике тоталитарный порядок в государстве, а значит, учитывая время написания произведения и характер всего творчества поэта, дает право утверждать, что красивая страна, где льются слезы – Украина. А оптимистичный финал сказки дает надежду, что когда-то и эта страна также станет счастливой.

Основные произведения: сказки “Царь Плакса и Лоскотон”, “Сказка об Обманывала”, “Путешествие в Страну Наоборот”, сборники поэзий “Тишина и гром”, “Земное тяготение”, “Лебедие материнства”, сборник рассказов и новелл “Вино из роз”.






Не все те отрута що неприємне на смак.
Василий Симоненко (1935-1963). Псевдонимы – В. Щербань, С. Василенко, Симон