Проблема чести и предательства в повести Ивана Нечуя-Левицкого “Князь Иеремия Вишневецкий”
Творческие интересы Ивана Семеновича Нечуй-Левицкого чрезвычайно широки: писателя волновали проблемы украинского крестьянства, жизни украинской интеллигенции, давно отшумевшие события родной истории. Повесть “Князь Иеремия Вишневецкий” переносит читателя в бушующий XVII век, его первую половину, когда шла жестокая борьба украинского народа против господства польской шляхты. Но в центре внимания художника – не героика борьбы, а попытка осмыслить, как стал не только предателем, но даже палачом родного народа князь Иеремия Вишневецкий,
В начале повести мы видим, что молодой Вишневецкий имел в своем характере потенциальные черты сильного человека, которые он унаследовал от своих предков: он никогда не унижался, привлекал непокорным нравом. Даже сам Винцентий, ректор Львовской иезуитской коллегии, испугавшись силы духа молодого княжича, подумал: “Ой, если бы привлечь этого зверя в свой лагерь, чтобы он там потом не наделал нам хлопот. Боже упаси, как оно время уйдет следом за Криштофом Косинским
В своих мечтах Вишневецкий выступал честолюбивым, и если и вспоминает своего знаменитого предка, – то только потому, что и самому хочется иметь такие почести и всенародную дань. Не горюет Иеремия и от того, что продав веру, не мучают его угрызения совести, Характер своего героя Нечуй-Левицкий подает в развитии: сначала он чужой для Украины, а потом ее палач. Мы видим, что в боях Иеремия чрезвычайно смелый, решительный в получении победы, и при других обстоятельствах он мог бы стать героем. Однако каждая эта победа страшна своей дикостью и коварством относительно своего народа: “Он… разрушал и жег, словно татарская или давняя монгольская орда”. Поступки Вишневецкого ужасно жестокие, он жестоко казнит ни в чем не повинных людей, приносит им мученическую смерть. Иеремия на протяжении повести неуклонно деградирует как человек, даже любовь не смогла вернуть ему человеческий облик, нормальные чувства. В любви к красивой казачке Тодозе Свитайлихе он руководствуется грубой силой, стремлением любыми средствами удовлетворить свою страсть: “Она будет моей, должна быть моей, хоть бы мне пришлось смести с земли и ее дом, и ее жилище…”. Тодозя на свое несчастье полюбила Иеремию, однако эта любовь принесла казачке большую боль, принесла стыд, позор, муки совести. Несмотря на свою любовь, она все же находит в себе силы не совершить подлости, не предать (не выдала Кривоноса, Вовгур и Супруна). Тодозя – совестливый человек, красива и в счастье и в горе.
Проблема чести и предательства является главной в повести. Этот неординарное, захватывающее, глубоко психологическое произведение заставляет нас сегодня задуматься над тем, что человек, который совершил зло, предал свой народ, никогда не будет счастлив и будет проклят потомками. Поэтому помните, что жизнь свою нужно наполнять добром и ради счастья ближнего твоего и во имя нашего молодого государства. Чтобы никогда никто не мог сказать о нашем поколения словами Шевченко: “Хуже ляха свои дети ее распинают”, эту многострадальную Украину.