Изображение жизни украинцев в повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья”

Нечуй-Левицкий – классик украинской литературы, выдающийся прозаик-реалист второй половины XIX века. Он создал ряд высокохудожественных рассказов и повестей, в которых отразил тяжелую жизнь украинского народа дореформенного и пореформенного времени. Одним из таких выдающихся произведений писателя является его социально-бытовая повесть “Кайдашева семья”. В ней И. Нечуй-Левицким искусно использовал богатейшее народное творчество, в частности обряды, пословицы, поговорки, народные анекдоты, воспроизведены лучшие черты простых людей.

В повести воссозданы типичные картины жизни крестьянской семьи Омелька Кайдаша. Это темная, забитая крестьянская семья, частнособственническая психология членов которой приводит к повседневным ссорам и распрям.

В основу повести автор положил жизнь одной крестьянской семьи. Прототипом семьи Кайдашей стала семья крестьян Мазуров, известных своими драками и потасовками, однако в художественных образах Кайдашей просматривается широко обобщенная писателем трагедия жизни тогдашнего села вообще.

Лучшие черты простых людей не заслоняли от наблюдательного глаза писателя и того отвратительного, что было порождено действительностью пореформенной эпохи. Из комических сцен жизни семьи Кайдашей вырастает реалистическая и одновременно трагическая по своей сути жизнь украинского крестьянства –

темного, забитого веками барщины, разобщенного новыми буржуазными порядками.

Автор сумел создать реалистические образы героев повести двух поколений семьи Кайдашей, наделив их типичными чертами характера мелких собственников.

Вот Омелько Кайдаш – темный, забитый крестьянин. Тяжкий труд, бедствия, барщина подорвали его силы, истощили его. У него “здоровые жилистые руки, широкое лицо было худощавое и бледное, словно лицо у монаха”. Это заботливый, трудолюбивый крестьянин, никогда не сидит без дела, всегда мастерит, чем-то занимается. От своих сыновей он также требует трудолюбия. Но тяжелая жизнь сделала его злым, нервным, сварливым и суеверным. Со времени женитьбы сыновей для старого Кайдаша наступает еще тяжелее жизнь. Он постепенно теряет родительскую власть над сыновьями: Карп и Лаврин перестают его слушаться, пытаются захватить все хозяйство и по-своему хозяйничать. Карп даже поднимает руку на отца. Кайдаш спивается до безумия и умирает. Так прошла печальная безрадостная жизнь Омелька Кайдаша. Нечуй-Левицкий сочувствует его скорби. Иногда он смеется над неразумными поступками своего героя, с его семейных “войн”, но сквозь этот Горький смех проглядывает печаль.

Не менее яркий, колоритный и образ жены Омелька – Маруси Кайдашихи. Это сварливая, бездушная женщина. Смолоду она служила горничной у господ. “Она долго терлась возле господ и набралась от них немного господинтва”. Кайдашиха презирает людей беднее себя, любит хвастаться, что ее уважают паны и попы. Однако есть в ней и позитивное. Маруся трудолюбивая, заботливая хозяйка, любящая мать, но сварливая и деспотическая. Частная собственность опустошила ее морально, сделала жестокой. Бездушие и лицемерие Кайдашихи были причиной частых конфликтов и расстройств в семье. Враждуя с невестками, Кайдашиха каждый раз попадает в смешное и одновременно в трагическое положение. Писатель высмеивает некоторые поступки Кайдашихи, но вместе с тем и сочувствует ей. По юмористическим изображением хлопот героини видна грустная жизнь ограниченной женщины, становится настоящим посмешищем в собственной семье.

Образы молодого поколения семьи Кайдашей изображены также в торгово-юмористическом плане. Кайдаши и их жены – индивидуалисты, которые живут своими эгоистическими интересами. Это морально обнищавшие люди, которые из-за своих бесконечных ссор теряют чувство достоинства.

Карп, который вырос в условиях темноты и бескультурья, был грубым, неласковым, сердитым. “Его хмурое, желтоватое лицо не рассветало даже тогда, как губы усмехались”.

Своей натурой Лаврин отличается от старшего брата. У него привлекательная внешность: “Лаврина молодое длинное лицо было румяное Веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и ласково”. Лаврин веселый, шутливый. У него лирическая душа, его манит все нежное, хорошее. Он уважает людей, восхищается красотой природы, играет на свирели. Но эти его хорошие задатки разрушает неумолимая действительность, убивая все лучшее в человеке. Наконец и Лаврин становится бессердечным эгоистом.

Смолоду у братьев были разные характеры и вкусы их объединяло только стремление к своему хозяйству. Женившись, Карп хочет жить в своем доме, иметь свое хозяйство, ни от кого не зависеть. Многочисленные ссоры и драки заставляют старого Кайдаша отделить сына: он дает ему пару волов, телеги и часть поля. Но и это не спасло семью от раздоров. То кабан, то лошадь, то убитый петух становились причиной для новых вспышек вражды между родней. Последняя неумолимая “война” Карпа с братом разгорелась из-за груши, принадлежавшей Лаврину, но которая во время разделения сада отошла к Карпу. Каждый из братьев доказывал свои права на грушу, которая начала обильно родить. Их не могли рассудить ни волость, ни поп. Жажда выгоды была препятствием к пониманию.

Одним из наиболее совершенных образов повести “Кайдашева семья” является образ Мотри – старшей невестки Кайдашей. Выйдя замуж, Мотря бросилась в тяжелые будни жизни Кайдашевой семьи. Злая свекровь свалила на нее всю работу, постоянно поучала невестку. Ежедневная грызня, драки сделали Мотрю злой, сварливой, эгоистичной женщиной. Кроме свекрови, Мотря возненавидела и Мелашку – жену Лаврина. Она презирала ее, била Мелашкиных детей. Ярость ее не имела границ. В одном из “домашних боев” за разбитый кувшин Мотря выкалывает свекрови глаз. Но она не расстраивается, а радуется своему поступку.

С наибольшей симпатией изображает писатель образ Мелашки. Она была искренняя, тихая, кроткая, красивая, по природе чувствительная. Мелашка долго не принимала участия в ссорах и различных семейных конфликтах, тяжело переживала семейный беспорядок. Пойдя на богомолье в Киев, она даже решила не возвращаться больше в Кайдашевый ад. Но ее нашли и привели домой. Но постепенно и Мелашка втягивается в ссоры и драки. Вместе со всеми воюет она то за петуха, то за коня, поросенка, а в итоге и за грушу. И в этих схватках по изобретательности и ярости уже не уступает Кайдашам.

Изображая жизнь крестьянской семьи Кайдашей, автор показал, как ядовито влияет на человека мелкособственническая среда, как она убивает в нем лучшие человеческие черты.

Повесть “Кайдашева семья” заканчивается примирением двух семей. Засохла груша, повлекшая столько неприятностей, ссор и даже драк. “В обоих усадьбах наступили мир и тишина”. Но мы понимаем: это ненадолго, потому что мало земли, нужда денег опять станут причиной новых ссор. И возникают они от безысходности положения крестьян – бедных, почти нищих.

Повесть И. Нечуй-Левицкого “Кайдашева семья” – высокохудожественное произведение, в которой правдиво показана жизнь украинского села второй половины XIX века. Она занимает видное место в украинской классической и мировой литературе как образец реалистического произведения.



Істинні та фальшиві цінності.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Изображение жизни украинцев в повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья”