Бездуховность и эгоизм как доминанта родственной трагедии в повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья”

С Большим мастерством показал И. С. Нечуй-Левицкий жизнь в селе после реформы 1861 года, разоблачив причины недоразумений и ссор в семье Омелька Кайдаша. Отец был добрым тележником и прожил длинную и тяжелую трудовую жизнь. Своей собственной работой он стянулся на хозяйство, выстроил просторный дом, который потонул в старом садике, вырастил с женой двух сынов. Они живут не бедно, у них не случилось никакого несчастья, они все здоровы. Почему же они не живут мирно? Почему возникают ссоры в одной семье, а потом баталии длятся между семьями?

Давайте

проследим, как это постепенно развивается, кто же больше виновен – старшее поколение или младше. Глава семьи – Омелько Кайдаш. Этот большой труженик на всю жизнь остался затурканным, суеверным. Он говорил, что “когда в святую пятницу поститься, то не утопишься”. С этого предрассудка смеются даже сыны Кайдаша. Отец постепенно теряет авторитет у сынов, и одной из причин было то, что Кайдаш – пьяница. Но какое же большое горе было у него? Взрослые сыны не уважали отца, он не был для них авторитетом. В селе испокон века слово отца было законом, но не у Кайдашей.

Сам Кайдаш набожный, но это не мешает употреблять

грубые слова, даже бранные. Возвратившись из кабака, он говорит жене: “Врешь! Я не пропил денег! Осьдечки деньги, и тебе не дам. Шиш возьмешь, а не деньги!”

Дорога В село шла круг Кайдашевого огорода. Она спускалась с крутого бугорка, где часто перебрасывались телеги, ломались оси, тем не менее никто не брался починить дорогу. “Та мне каторжная гора, потрощила не одну телегу!” – жаловался Кайдаш куму. А тот в ответ советует принудить сынов, чтобы раскопали путь, Омелько приказывает сынам вскопать горб, но они его не послушали. Да и Кайдаш раздумывает: “Как те люди ездили с такой горы и не раскопали и откогда Семигоры стоят”. Ждут, чтобы кто-то это сделал. Эгоизм и бездуховность здесь рядом идут.

Борьба за собственность притупила родственные чувства. В гневе Карп пренебрегает родителем. Так во время одного спора, хватая отца за грудь, кричит: “Не лезь, так как удушу, иродова душа!” Он пренебрегает матерью: “Карп затрусил матерью так, что легенький хлев весь затрусил. Баба голосила, выпросталась и наутек из двора. Карп погнался за ней с палкой”. Когда она вскочила в озерце, то он в воду не полез. “Не так жаль мне матери, как сапог!” – крикнул он на берегу.

Добрый и кроткий Лаврин, поженившись и стремясь к собственному благополучию, стал грубым в обращении с отцом. Старший брат для него в этом был образцом: “Разве Карп вас спрашивается, как едет на поле? А чем же я хуже Карпа?” Он будто уже ждет смерти отца: “Ваша частица – моя частица; вы сегодня хозяин, а я завтра”. И это тот сын, о котором мать говорила: “Моего Лаврина, хоть в пазуху спрячь”. Со времени бракосочетания сынов для старого Кайдаша настала еще более тяжелая жизнь. Он теряет родительскую власть над сыновьями, они стараются заграбастать все хозяйство и по-своему вести хозяйство. А Карп потом даже поднимает руку на отца. Пренебрегали сыны и матерью. Хотя она их очень любила, гордилась ими, но была очень сварливая и деспотическая. Невесток она не воспринимала как дочерей, жен, любимых своих синов. “Она долго терлась вокруг господ и набралась от них немного панства”. Влияние господ воспитало в Марусе Кайдашихе пренебрежение к людям. Для нее невестка осталась “чужой костью”. Автор употребляет точное сравнение: “Она стояла над душой Мотри, будто есаул на барщине, а сама не бралась холодную воду”. Только неделю называла “мой ребенок”, “мое сердце”. Позднее обижала ее всякими бранными словами.

И перед соседями может ославить Мотрю, преувеличивая ее вину или приписывает что-то от себя. А Мелашку с самого начала не любила, так как ее родители были бедными. Она была зачинщиком всех ссор в семье, всей передряги. Мотря длительное время смалчивала свекрови. И лишь тогда, когда ощутила себя наймичкой начала защищать свое человеческое достоинство, чтобы “не заела свекровь, злая змея, пик молоденький”. Она становится сварливым и жестоким человеком, в спорах со старухою не останавливается ни перед чем.

Враждуя с невестками, Кайдашиха каждый раз попадается вместе с тем и в смешное, и в трагическое положение. Ссоры вошли в ее ежедневную жизнь. Такой пример мать подавала своим сынам и невесткам. Никогда не задумывалась, как ее поведение влияет на порядок в семье. Мы у нее не видим никакой любви к внукам. Обижая Мотрю, она кричит и обижает ее детей, своих внуков: “Твои дети такие злюки, как и ты. Наплодила волчат, то не пускай их к моей кадке”. А разве дети виновны, что взрослые не воспитанные? Где же любовь бабушки к внукам? А в народе говорят, что внуки более дорогие чем дети. Читателям не жаль Кайдашихи, они ей не сочувствуют, когда Мотря выбила ей глаз, так как ссора, которая довела ее до увечия, была начата Кайдашихою.

На примере Кайдашихи показано, как морально приходит в упадок человек в условиях непросветной тьмы и вражды. В таких условиях не может расцвести семейное счастье. Мелашка долго не встревала в разные родственные конфликты. И постепенно и она втягивается в ссоры и потасовки. Вместе со всеми она воюет за петуха, коня, пороги, а в конце концов и за грушу и в этих спорах уже не уступает перед Кайдашами.

В правдивом изображении типичных картин жизни крестьян и заключается познавательное и художественное значения повести “Кайдашева семья”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Бездуховность и эгоизм как доминанта родственной трагедии в повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья”