Полемика и критика вокруг комедии “Горя от ума” Грибоедова
Полемизируя с утверждениями реакционного лагеря, Бестужев и близкие к декабристскому литературному кругу В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов указывали на правдивость изображения в “Горе от ума” барской среды, на самобытность и оригинальность комедии, ее языка. В. Ф. Одоевский особенно подчеркивал оригинальность и русский колорит слога “Горя от ума”.
“Точно так же справедливо ваше замечание, что в сей комедии не разговорный слог,- иронически отвечает он Дмитриеву.- Не постигаю, как можно отважиться писать то, что решительно противоречит
В другом месте
Конечно, литераторы декабристского круга не могли касаться острых общественно-политических вопросов и потому, что комедия не была опубликована’полностью, и потому, что обсуждения не допустила бы цензура. Но знающим обстановку читателям и так основное было ясно! Этим и объясняется ожесточенность полемики.
Возмущенный несправедливой критикой комедии, Бегичев также собрался вступить в полемику. Письмо Бегичева с приложением “антикритики” пошло к Грибоедову. “Ты с жаром вступился за меня, любезный мой Вовенарг. Благодарю тебя и за намерение и за исполнение,- отвечал ему Грибоедов.- Я твою тетрадку читал многим приятелям, все ею были очень довольны, а я вдвое, потому чт^ теперь, коли отказался ее печатать, так, конечно, не от того, чтобы в ней чего-нибудь не доставало. Но слушай. Я привык тебя уважать; это чувство к тебе вселяю в каждого нового моего знакомца; как же ты мог думать, что я допущу тебя до личной подлой и публичной схватки с Дмитр(иевым): личной и подлой потому, что он одною выходкою в В(естнике) Е(вропы) не остановится, станет писать, пачкать, бесить тебя, и ты бы наконец его прибил. И все это за человека, который бы хотел, чтобы все на тебя смотрели как на лицо высшего значения, неприкосновенное, друга, хранителя, которого я избрал себе с ранней молодости, коли отчасти по симпатии, так равно столько же по достоинству. Ты вспомни, что я себя совершенно поработил нравственному твоему превосходству. Ты правилами, силою здравого рассудка и характера всегда стоял выше меня. Да! и коли я талантом и чем-нибудь сделаюсь известен свету, то и это глубокое благоговейное чувство к тебе перелью во всякого моего почитателя. Итак, плюнь на марателя Дмитриева”. Грибоедов пишет и В. Ф. Одоевскому в Москву: “Виноват, хотя ты за меня подвизаешься, а мне за тебя досадно. Охота же так ревностно препираться о нескольких стихах, о их гладкости, жесткости, плоскости, между тем тебе отвечать будут и самого вынудят за брань отплатить бранью. Борьба ребяческая, школьная. Какое торжество для тех, которые от души желают, чтобы отечество наше оставалось в вечном младенчестве!!!” ‘. Таково было отношение самого Грибоедова к критике его комедии.
Блестящую и глубокую характеристику “Горя от ума” дал Пушкин. В своем большом письме Бестужеву поэт отмечает самостоятельность и драматургическое новаторство Грибоедова: “Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова”. По мнению Пушкина, цель его – “характеры и резкая картина нравов”. В образах Фамусова, Скалозуба, Загорецкого, в рассказе Репетилова об английском клубе Пушкин усмотрел “черты истинно комического гения” .
Восторженно встретили комедию декабристы. Для них она явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств, отражением общественно-политической обстановки в России в первой половине 20:х гг. “В период времени с 1820 г. до смерти Александра I,- отмечает декабрист Беляев,- либерализм стал уже достоянием каждого мало-мальски образованного человека. Частые колебания самого правительства между мерами прогрессивными и реакционными еще более усиливали желание положить конец тогдашнему порядку вещей; много также нашему либерализму содействовали и внешние события, как-то: движение карбонариев… отмененный поход нашей армии в Италию, показывавший, что и Россия была готова следовать за Австрией в порабощении народов. Имя Меттерниха произносилось с презрением и ненавистью; революция в Испании с Риего во главе, исторгнувшая прежнюю конституцию у Фердинанда, приводила в восторг таких горячих энтузиастов, какими были мы и другие, безотчетно следовавшие за потоком. В то же время появилась комедия “Горе от ума” и ходила по рукам в рукописи; наизусть уже повторялись ее едкие насмешки; слова Чацкого “все распроданы поодиночке” приводили в ярость; это закрепощение крестьян, 25-летний срок солдатской службы считались и были в действительности бесчеловечными. “Полярная звезда”, поэмы Рылеева “Войнаровский” и “Наливайко”, Пушкина “Ода за свободу” были знакомы каждому и сообщались и повторялись во всех дружеских и единомысленных кружках.
Декабрист А. Бестужев так рассказывает о своих первых впечатлениях от “Горя от ума”: “Я проглотил эти отрывки; я трижды перечитал их. Вольность русского разговорного языка, пронзительное остроумие, оригинальность характеров и это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души” ‘.
В альманахе “Полярная звезда” Бестужев отзывался о “Горе от ума” как о литературном чуде, неслыханном со времени “Недоросля” Фонвизина: “Толпа характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного русского языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание. Человек с сердцем не прочтет ее, не смеявшись, не тронувшись до слез… Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных”.
“Горе от ума” было использовано декабристами для пропаганды их политических идей, списки комедии распространялись среди молодежи. В записках декабриста Завалишина указывается, что осенью 1825 г. декабристские “литературные деятели захотели воспользоваться предстоящими отпусками офицеров для распространения в рукописи комедии Грибоедова “Горе от ума”. Несколько дней сряду собирались у Одоевского, у которого жил Грибоедов, чтобы в несколько рук списывать комедию под диктовку…” 2. Сам Завалишин повез комедию в Москву и в Казань, декабрист Гангеблов захватил “Горе от ума”, отправляясь на Кавказ. Можно сказать, что как автор “Горя от ума” Грибоедов стал видным деятелем освободительного движения 20-х годов.