Поэтическое выражение в стихах П. Грабовского извечного стремления народа к независимости
Павел Арсентьевич Грабовский был одним из представителей демократической интеллигенции, которые в условиях царизма за благородные, высокие идеалы шли на каторгу, в ссылку. В своем литературном творчестве поэт в новых исторических условиях продолжал и развивал освободительные традиции Шевченко, Франко, был пламенным патриотом, борцом за счастливое будущее, за расцвет творческих сил народа, показывал извечное стремление украинского народа к свободе и независимости.
Народная жизнь, освободительная борьба, народные думы и стремления
Одним из таких произведений поэта является его стихотворение “К Руси-Украине”, написанное поэтом в иркутской губернской тюрьме, откуда он переписывался с Франко. Напечатано стихотворение в сборнике “Подснежник”, вышедшем с помощью Франко в 1894 году. И понеслись величественные строки поэзии из уст опального, закованного певца в кандалах из-за решетки в широкий мир. Отсюда, из далекой Сибири,
Желал бы я, мой родной край,
Чтобы ты на волю приобрел.
Давно ожидаемого рая
От тебя ожидал.
Оттуда порабощенный и закованный, физически сломленный и униженный поэт провозглашал “величие простого народа” и его естественное, законное право воцариться на Руси, что означало быть людьми-хозяевами собственной жизни в своем доме, в своей стране. И жить по-человечески так,
Чтобы волшебная крестьянская красота
Росла в любви и красоте.
И именно для такой истинно человеческой жизни “Русь разрозненная должна встать”, встать с колен во весь рост, освободиться из-под векового ига как чужеземных, так и собственных угнетателей.
Верный идеалам великого Шевченко, его заветам, П. Грабовский в своем стихотворении “К Руси-Украине” ярко и поэтично выразил извечное стремление украинского народа к свободе и независимости, единству и равенству среди народов мира.
Очень показательно в этом контексте и стихотворение П. Грабовского “К украинцам”, в котором поэт обращается ко всем украинцам, чтобы откликнулись они все, где кто, на вопрос:
Улучшится судьба наша,
Пройдет стыд, который покрыл;
Или до края спит чаша –
Рабства чаша вековая?
Вся трагичность исторической судьбы Украины передается метафорой “до края спит чаша”. Это воссоздание внутреннего протеста обездоленных против угнетателей.
Из поэзии вторит пробуждение в народе национального и социального сознания, что “наш простой народ, как и всякий другой, убивается злым часом”, но “не чувствует своей национальной отдельности”.
Выражая “Украинские чувства украинской души” как сквозной мотив всей его поэзии, Грабовский в обращении к украинцам призывает:
Эй, вместе, дети!
Всех ведет цель одна:
Путь любовь и образование
В нас навеки сочетаются!
Завершается стихотворение пламенным призывом, обращением к украинцам сходиться “вместе” объединиться для достижения общей цели на пути “любви и образования”, возрождения нации, процветания родного края. Прошли годы, десятилетия, пока осуществилась заветная мечта поэта – Украина стала свободной и независимой. Не удалось увидеть это мужественному сыну Украины П. Грабовскому, который погиб на чужбине, в далекой Сибири.
Но живут его пламенные стихи, которые напоминают нам, современникам, какой ценой досталась нам свобода. И нам, потомкам поэта, который положил свою жизнь на алтарь Отечества, все усилия надо приложить, чтобы Украина стала могучей, признанным в мире государством, а народ – богатым и счастливым.
Павел Арсентьевич Грабовский – пламенный патриот, борец против мрака и зла, оков несвободы родного народа. Поэт воспел мучеников, тружеников, шел тернистым путем во имя прекрасного будущего. “Настоящие герои” – так называет он их. Эти страдальцы, верно служили народу. Грабовский посвящает им лирические стихи, вошедшие в сборники “Подснежник” и “С севера”.
Идя от действительности, поэт сумел поднять на новый уровень образ благородного и последовательного борца за народное счастье. Грабовский, как и герой его стихов, старался действовать “в братской группе”, “чтобы полезным стать людям”.
Борьба за народное освобождение и народное счастье – содержание всего творчества Грабовского:
Боролся я за счастье для человека,
За свет в черной мгле.
Во многих стихах воспевается борец, которого не могут свернуть с избранного пути никакие мучения и преследования, потому что его сопровождает свет и непоколебимая вера в будущее:
И добрым словом вспомнит
Потомок свободный мертвых нас!
Произведения эти писались во времена черной реакции, когда “и в прошлом – могилы, и впереди – кресты”, когда, по выражению поэта, “надо в силы мира веру понести”. Путь компромисса, согласия с врагом, раскаяние неприемлемо для борца. Его путь – продолжение борьбы до конца – до полного социального и национального освобождения трудового народа. Нужно найти в себе силы, волю, чтобы преодолеть мрак реакции, оказаться сильнее врага – и тогда “за часом проклятия мук, кандалов и крови” придет желанное “барство воли”.
Поэт искренне рассказывает о своем временном упадке духом и слабости в стихотворении “Исповедь”. И тут же сразу напоминает о своем долге перед товарищами по борьбе:
О изнеможение мое, о его минутах
Мне даже и вспоминать стыдно.
Кратковременный кризис преодолен. Нельзя поддаваться временным настроениям, какими бы горькими не были разочарования.
Сильный гимн борцу прозвучал в стихотворении “Настоящие герои”:
Моя хвала живым, как и умершим,
Этим борцам за будущее Руси…
Настоящие герои – это обобщенный образ борцов, которые бесстрашно шли во имя будущего, это его современники, люди, которые своим самоотверженным трудом борются “за будущее Руси”.
Поэт подчеркивает в поэзии-раздумье “Вперед” необходимость найти в себе силы, чтобы преодолеть временное, все то, что нажимает снаружи, и выпрямиться снова во весь рост: путь Только один – вперед!
Вперед! Хватит киснуть рабами,
Время ярма брезгливо нести!
“Жизнь – неизбежная борьба”. И поэт призывает отдать всю силу, энергию “за окованный, угнетенный народ”. Автор обращается к тем, кто не хочет умирать “под властью” палачей-изуверов, призывает к бою святому:
Свергнем власть палачей-изуверов,
Чтобы человеком стал человек!
Провозглашая веру в победу народа, Грабовский обращается к своим современникам со словом надежды. Этим словом начинается стихотворение “Надежда”:
Не вздыхай так безнадежно,
Скорбящих уст не запираю,
Рук не складывайте,
С поля битвы не беги.
Призыв не убегать “с поля битвы” внушал людям веру в победу света над тьмой и вдохновлял их на борьбу. Поэт верил в то, что “увидят убогие Украинцы будущее славное, будущее прекрасное”.
Центральным образом в стихотворении “Надежда” является народ, который возьмет власть в свои руки. Именно через образ народа проводится идея создания нового справедливого общественного порядка:
Глянь на людей – честные лица
Еще не все обвеял страх.
П. Грабовский верит, что его призывы разбудят народ. Он возьмет власть в свои руки, и придет царство свободы.