Оксана – символ приниженной, но непокоренной Украины

Сочинение за драмой Леси Украинки “Боярыня”. Драматическая поэма “Боярыня” – одно из наилучших патриотичных произведений Леси Украинки. Написанная в 1910 году, она впервые увидела мир в 1914 г., уже после смерти писательницы. Через четыре года “Боярыня” вышла отдельной книгой, а со временем вошла в 12-томное собрание сочинений талантливого драматурга. Однако школьной программой это Сочинение начало изучаться лишь в 90 – е года XX столетия. Советские критики и литературоведы старались обойти молчанкой драматическое Сочинение

или анализировали его довольно ограниченно, учитывая выразительно выявленную в нем антироссийскую тенденцию.

Как и в романе П. Кулиша “Черный совет”, Сочинение Леси Украинки посвященным событиям, которые вошли в жизнь Украины под названием “Руина”. Его содержание связано с Переяславским советом, который стал поворотным пунктом в жизни наших предков. Именно в 1654 году украинский народ присягнул русскому царю, а это определило новое направление и новые условия его жизни.

Итак, поэма написана на национальном материале (в произведении описаны времена Руины за гетьманування Петра Дорошенко), тем не

менее материал этот изложен по новому. Разрабатывая историческую тему, писательница, которая остро переживала социальный и национальный гнет, недостаток национальной государственности, запрет украинского языка, школы, преследование литературы, театра, нарушила актуальные проблемы психологии украинцев, предоставила им философское звучание.

Главные герои поэмы – Оксана и Степан, украинец по происхождению, который по смерти отца-боярина становится московским боярином. На мой взгляд, названные персонажи своими раздумьями, поведением символизируют разные проблемы. Устами Степана автор утверждает мысль о возможности счастливой жизни и в далекой, неприветливой и чужой Москве. Оксана же символизирует приниженную, но никем не покоренную Украину. Менталитет украинской девушки оказывается уже в первом действии драмы: Степан имел намерения на бракосочетание. Мне бы была не для забавы цветок, Я вижу в ней жизнь, и воли образ, И края родного красоту. Оксана выходит замуж из Степана и переезжает жить в Москву. Преисполненная любовью, к родной земле, свободолюбивая по своему характеру, она страдает от разлуки с родительской землей, от осознания собственной бездеятельности, от невозможности реализоваться как патриотичной личности. Воспитанная в демократической среде, девушка вобрала в себя основные черты и убеждения передовой части общества, для которой характерным было осознание патриотичной обязанности как высочайшей святыни, необходимость служить Родине, любовь к Украине, ко всему своему и уважение к чужому; активная гражданская позиция; сочувствие за судьбу приниженной родной земли; духовное единство с единомышленниками, стремление помочь им…

И условия жизни в Москве не оказывали содействие реализации ее идеалов. Они стали невыносимыми. Во-первых, супружество имело разные мировоззрения, жизненную позицию; во-вторых, она не понимала местных традиций; в-третьих, муж запрещал ей поддерживать контакты с родными, близкими, на ее просьбу отказался уезжать в Украину. Девушка не могла прижиться на чужбине – там исповедовалось рабство в различных проявлениях. Она не смогла смириться со Степановым унижением, так как воспитана на свободолюбивых идеалах. Оксана предъявляет обвинение мужу в бездеятельности, в его равнодушии к Украине:

Сиделся-сидел в месте за печкой московской,

Пока мылась кровь… на Украине.

Не непонятно, почему Степан называет себя “холопом Степкой”, должен целовать кому-то руки как невольник. Она не представляет себе, как он, пересидев в Москве пору Руины, время, когда велось соревнование за жизнь, собирается смотреть своим землякам в глаза… Эти и другие мотивы характеризуют только слова. На самом деле же, как делает замечание современная критика, Оксана, символизируя приниженный, но непокоренный украинский народ, не смогла подняться над обстоятельствами, в которых оказалась. Она не стала борцом. Об этом свидетельствуют такие выводы: девушка в конце вынесла приговор и себе и своим землякам за пассивность, за неспособность к борьбе, за то, что смирилась с поражением и осталась жить на пепелище.

Сочинение Сложное, в его основе – философия жизни в период времен Руины, которую писательница характеризует как потерю народом духовной доминанты бытия. Художественно осмысливая философию воли, души, духа, которые предопределяют философию борьбы, Леся Украинка приходит к мнению, что украинский народ несет ярмо не против воли, добровольно, так как смирился со званием “раба”.

Хотя тема “Боярыни” основана на событиях прошлого (жизнь Украины во второй половине XIII ст.), однако в поэме отсутствует конкретный материал. Основное внимание писательницы сосредоточивается на отдельных персонажах, которые попали под влияние сложных обстоятельств.

Среди них – боярин Степан и молодая девушка Оксана, которая за призывом сердца пошла замуж за Степана и оказалась в Москве. Степан – довольно сложная личность. Он, оторван от национальной духовности, потерял свою духовную ментальность. Леся хочет выяснить причины разрыва между личностью Степана и социально-политическими изменениями.

Вчитаемся в те строки из поэмы, в которых есть такой факт: Москва не верит Степе, хотя он – верный прислужник. Понимая, что за каждым его шагом надзор, Степан не хочет слышать о Дорошенко, который собирается выступить против царских самодержцев; его пугает письмо, которое написала его жене товаришка из Украины. В этом трагедия Степана, и она все дальше обостряется: он боится принимать посланца из Украины, не хочет и слышать о встрече жены с братом Иваном. Как видим, жизнь Степана сводится к выполнению определенной роли. Он обесценил национальное достоинство, способность противостоять всему отрицательному.

Раздумывая над образом Степана, Леся Украинка придет к выводу, что такие люди обречены на вечные странствования, бесперспективные поиски счастья в чужом крае. Степан будто оказался в запертом круге, выхода нет, это венец его духовной жизни. Он добрый, искренний, не способный к братоубийству, его руки не запятнаны кровью. И он с легкостью разрушает в себе то начало, которое бы подняло его к высотам Авеля.

Отступничество Оксаны объясняется ностальгией. Тем не менее ее ностальгия – это не столько тоска – боль за Украиной, сколько усталость от бездуховности, невостребованности, приумноженная потерей естественного ощущения красоты мира. Героиня чужая и в Украине, и в Москве. И дело не в том, что девушка чужеземная, а в том, что времена Руины уничтожали естественные начала в людях.

Ностальгия подкашивает здоровье Оксаны, она хочет умереть, и это снова же таки результат разрушительного нажима времен. Состояние между жизнью и смертью обновляет душу, способную смерть воспринять как желанное единения с землей. В драме есть символический образ сабли. Он в тексте поэмы появляется тогда, когда Оксана упоминает детство. Она с братом нашла ржавую саблю, хотели поиграть ею, но не смогли вытянуть из ножен, так как саблю проржавела. Сабля – это символ казацкой идиллии, которая начала уже отмирать. А если Руину воспринять как цепочку, то от нее возможно национальное возрождение, за которое клали свои головы запорожские Казаки?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Оксана – символ приниженной, но непокоренной Украины