Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка

Жизнь вообще сложная вещь, а в особенности жизнь крестьянина-бедняка. Тянет он ее, будто коня на гору, спотыкаясь и едва дыша. И все же таки живет и хочет жить на родной земле – там, где родился, где прошли наилучшие годы, где согревают воспоминания. Тяжело ему расставаться с отчим домом, даже с надоевшим, но таким дорогим холмом, не хочет он искать счастье в другом месте, хотя жизнь и дети требуют этого. Именно об этом и пишет в своей новелле “Каменный крест” В. Стефаник.

Земля для крестьянина – милейшее слово, хотя она не мягкая и не

дарит богатые урожаи. Тем не менее, он любит и уважает ее, ведь она его кормилица. Была и у Ивана Дидуха такая “кормилица”, которая состояла из высокого холма, высочайшего и самого худшего на все село. Но что же делать, если такое наследство оставили родители. Спасибо им и на том! Тяжело работал на этом холме Иван Дидух, так работал, что навечно остался согнутым, будто пополам переломанным. Так и прозвали его Переломанным. Был у него только один конь и маленькая тележка. Тянул вверх ту тележку так, что и жилы от напряжения выступали. Судьба не улыбалась ему. Говорит он сам о себе: “Я – целое тело мозоль, кости дряхлые, что когда
их сведешь вместе, то десять раз ойкнешь”. Такая же жизнь ждет и его детей. Поэтому они и стараются уехать из Украины, хотят найти какое-то лучшее место, где бы им легче жилось. Но Иван Дидух не верит в то, что есть где-то такой “обещанный рай”. Привыкший тяжело работать, он, тем не менее не хочет бросить свой “холм наивысший и наихудший”, так как отдал ему, кажется, вся свою жизнь. Только уговоры сыновей и жены заставляют его ехать в Канаду. Уезжая, Иван Дидух оставляет на песчаном своем холме каменный крест, будто память о себе. Он считает, что, уезжая в далекий край, оставляет свое сердце, свою часть рода на этой земле. Вся жизнь работали на ней его деды-прадеды, работали и полегли с надеждой, что их потомки будут продолжать их жизненный путь. Но… “два года ничего в доме не говорилось, лишь Канада да и Канада”.

Неизвестно, что ждет Дидуха в Канаде. Ясно одно, что легкого хлеба там не будет. Поэтому с такой болью оставляет родную землю этот человек. Столько горя в его словах, столько отчаяния в его действиях! Кажется, что он сам превратился на каменный крест, так как стоял так, что “слова не мог сказать”. Удивительно, что даже тот холм, который забрал у Ивана Дидуха все силы и здоровье, и вся жизнь кажутся ему “утраченным счастьем”, единственной связью между прошлым и будущим. А “каменный крест” выступает как символ трагизма крестьянской жизни, безвыходного положения, когда человек не ждет счастья на родной земле и не верит, что найдет его на чужбине. Рвутся связи между крестьянами, которые прожили всю жизнь на одном месте, сажая и выращивая хлеб. Кто-то из них остается, чтобы продолжать это делать, а кто-то становится подневольным изгнанником. Иван Дидух, уезжая в далекий путь, начинает танцевать, чтобы заглушить душевную боль. Но, кажется, что и сам танец – сгусток боли и отчаяния вместе со слезами: “Казалось, что горе человеческое дунайскую запруду разорвало бы – такой был плач”. Стоит на высочайшем холме каменный крест. Он не просто стоит; он разговаривает с нами своим тихим голосом. Он рассказывает о том, что происходило много лет тому назад. Он – это будто памятка о страшных годах страданий бедного крестьянина. Он – символ трагизма жизни украинского крестьянина-бедняка. Давно уже нет этого человека, который установил его, а он все стоит, как воспоминание о боли, отчаянии и печалью за родной землей.






Невмирущість духовної краси людини.
Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка