Трактовка политической и культурного наследия Украины в “Истории русов”

Произведение “История Русов” было впервые опубликовано в 1846 году. Его неизвестный автор осмысливает историю украинского, народа со времен древности и до 1769 года. События описаны в хронологическом порядке. Сначала автор рассказывает о происхождении восточных славян. Весомое место в истории Украинского государства он отводит казачеству, поскольку именно оно было защитником своего народа, боролось против внутренних и внешних врагов. В “Истории Русов” воспроизведена освободительная борьба украинского народа 1648-1654 годов, а также

воссоединение с Россией. Народ обретает свободу себе и своему государству. Автор выступает против королевского правительства Речи Посполитой, которое навязывало католическую веру, то есть другие традиции и обычаи. Осуждает царизм, поскольку именно он нарушает права человека, возвеличивает защитников своего народа: Ивана Подкову, Богдана Хмельницкого, Северина Наливайко, Тараса Трясило и др. Следует отметить неоднозначное отношение автора “Истории Русов” к власти. Во многом он поддерживает Петра I: “… в Малороссии открылась новая эпоха нашествия вражеского, что ее и поныне, как таковую, считает простонародье в
своем летоисчислении приснопамятных событий и не иначе о ней вспоминает, как с сожалением сердечным и с удивлением”.

Далее автор рассуждает: “… когда король шведский, всегда непобедим, которого вся Европа уважает и боится, преодолеет царя русского и разрушит царство, то мы, по воле победителя, неизбежно причислены будем в Польшу и отданы в рабство полякам и на волю его создания и любимца, короля Лещинского, и уже здесь нет и не будет места договорам о наших правах и привилегиях, и на предыдущие, на те договоры и трактаты, естественно, посчитаны будем как завоеванные или оружием покоренные, следовательно, будем рабы и судьба наша хуже той, которой предки наши от поляков испытали с таким горем, что и упоминание о ней ужас нагоняет”. Писатель осуждает деспотизм, произвол господствующей верхушки и в первую очередь самого царя, который “истребил многочисленные семьи наиболее варварскими казнями за разные проступки.

Автор отходит от хронологического описания, тем самым готовя фундамент для развития в литературе исторической темы, потому что казачество защищало и политические, и культурные, и религиозные права украинцев.






Роздуми над твором земля ольги кобилянської.
Трактовка политической и культурного наследия Украины в “Истории русов”