Руина человеческих душ в драме Леси Украинки “Боярыня”

В своей работе “Тысяча лет украинской культуры” Мирослав Семчишип подверкивает: “Во второй половине XVII ст. за время правления И. Виговського, Ю. Хмельниченка, П. Тюри, И. Брюховецкого, П. Дорошенко, И. Мазепы, которые придерживались разных ориентаций – то на русский царизм, то на польского короля, то на турецкого султана или на шведского короля, Украина стала ареной постоянной борьбы внутренних и внешних врагов и гетманских междоусобиц”. Этот период и называется пора Руин.

Своей неоднозначностью этот период предрасполагал и

привлекает внимание многих посланцев прошлого и настоящего. Эта тема была всегда актуальной, поскольку в разные времена наша жизнь чем-то напоминала руины, а политические дебаты подобны соревнованиям за булаву украинских гетманов. В украинской литературе времен XVII-XVIII ст. освещенная в таких произведениях, как “Черный совет” П. Кулиша, “Черниговка” М. Костомарова, “Гетьман Дорошенко” Л. Старицькойї-Черняхивской, “Гандзя” И. Карпенка-Карого, “Боярыня” Леси Украинки. М. Драч, выдающийся поэт-неоклассик, разделял произведения о временах Руин на 2 группы:

Произведения, в которых доминирует историческая

канва; произведения, в которых доминирует психологическая линия.

К представленным группам можно отнести сочинение “Боярыня”. “Боярыня” – это психологическая драма на фоне исторических событий. Устами Оксаны автор часто высказывает свои собственные чувства. Из поэмы видно, что Леся Украинка плохо относится к Московщине. Душа главной героини постоянно розривалась на две части: олицетворением одной был ее брат Иван, а другуб символизировал Степа, ее мужчина.

Поему Иван и Степан оказались по разные стороны баррикад? Какой позиции придерживалась в начале произведения Оксана, а какой в конце? Какие своеобразные жизненные этапы приводят до фатального конца Оксаны? Принятие Оксаной жизни в Москове проходит четыре своеобразных этапа:

Непонимание местных традиций, обычаев, отношение к женщинам; запрет на поддерживание контактов с родными и близкими (запрет пересылки денег, подарков, посещения); отказ Степана уезжать на Украину; сны и реальность стали единым сплошным мечтанием, которое вызвало болезнь и смерть.

Поэтому умирая, Оксана говорит мужу: “как умру, ты не бери уже вторично украинку, возьми московку лучше…” (“…так как московке покорные, словами не режут”).

“Твои письма всегда пахнут розами” (Леси Украинки с С. Мержинским) Первое знакомство Леси с С. Менжинским. В 1897 году во время лечения в Крыму Леся Украинка познакомилась и сдружилась с Сергеем Менжинским – одним из активных деятелей социал-демократического движения. Эта дружба влила новые силы в душу поэтессы, еще больше укрепила ее стремление работать, несмотря на тяжелую болезнь.

Общие мотивы их. деятельности. Лесю Украинку и С. Менжинским соединяла идея революционного обновления мира, любовь к литературе и пониманию ее большого общественного назначения.

Драма личной жизни Леси Украинки. На основе произведения Ю. Щербака “Надеяться” можно увидеть тонкие душевные нюансы личной драмы Леси Украинки. Обратимся к отрывку из этого произведения: “Мать. Сие – дружба или что-то другое?

Леся. Не спрашивай меня о сем, мамочко. Как только я сяду писать к нему, я думаю только о том, что я его люблю – без меры, без края, что та любовь – что в моем сердце; вырви чем из сердца, и оно кровью сойдет. …Он не любит меня, и я несчастная. Когда бы он любил меня, мы оба бы несчастные были. Я знаю сие и все-таки его люблю, сама себя жгу огнем.

Трагичность любви Леси Украинки – в ее силе. Даже самая мужественная женщина страдала так, как и все несчастливые. Вот где едва ощутимая золотая середина между “да” и “нет” в человеческой психологии. Снова обратимся к строкам драмы “Надеяться”:

Страшная потеря возлюбленного. Леся проводит бессонные ночи возле умирающего С. Менжинского, провожает его в последний путь. 15 ноября 1901 года случилось невыразимое горе, на руках у нее умирает Сергей Менжинский. На протяжении одной ночи известная уже в то время поэтесса пишет драматическую поэму “Одержимая”. Так благодаря одной трагической сцене и страшной потере возлюбленного Леся Украинка стала драматургом.






Образ романа мудрого з роману диво.
Руина человеческих душ в драме Леси Украинки “Боярыня”