Об Орфее и Эвридике из кн. “Мифы Древней Эллады” (Немировский)
Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Однажды, гуляя по лугу, Эвриди-ка нечаянно наступила на змею. Вскрикнула Эвридика и упала. Лицо девушки побледнело. Ясный лоб покрылся испариной, закатились светлые очи.
На крик прибежал Орфей и увидел свою невесту. Ударил певец по струнам кифары, но не открыла Эвридика глаз, не потянулась к нему, как прежде. Долго оплакивал Орфей любимую. И решил он спуститься в подземный мир, чтобы вернуть авридику и соединиться с нею. Ничего Орфей не взял с собой, кроме кифары и нераспустившейся
Спустился он к берегам священного Стикса, за которым лежал мир мертвых. Вот и Харон. Но когда Орфей сделал шаг к ладье, то натолкнулся на весло, поставленное поперек. Старый лодочник знал свое дело: “Царство мертвых не для живых. Явишься, когда придет твое время!”
Рванул певец струны кифары, и над царством вечного безмолвия зазвучала песня прекрасного верхнего мира. Опустил Харон свое весло и, опершись на него, прислушался к неведомым звукам. Не прекращая петь, вступил Орфей в ладью, и вот он уже на другом берегу. Навстречу песне бежали толпы теней, а за ними гнался ужасный подземный пес
Вот и трон великих владык подземного мира Аида и Персефоны. Остановившись перед ними, запел Орфей лучшую из своих песен – песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Из лопнувших почек показались зеленые листочки. Как упоителен запах свежей зелени, не ведающей смерти и тлена! Слезы навернулись на глаза Персефоны.
Замерла песня, и наступило глубокое молчание. И прозвучал в нем голос Аида:
– Что ты просишь, пришелец?
– Я пришел ради моей возлюбленной Эвридики, пребывающей в мире теней. Танат [Смерть] похитил ее у меня на заре любви. Тебе ли не знать, что все мы сюда придем. Вернется она под твою власть, и я явлюсь вместе с нею. На время прошу ее у тебя. Дай испытать Эвридике радость жизни.
– Пусть будет по-твоему, – молвил Аид. – Веди Эвридику в верхний мир. Она пойдет за тобой, а ты за Гермесом. Только помни: оглянешься – дар будет отнят.
– Имей терпение!
И двинулись они в путь. Миновали царство Аида. Харон их взял на ладью, и вот уже Стикс позади. Вверх поднималась крутая тропинка. Гермес шел впереди. Орфей за ним. Уже забрезжил свет. Волнение охватило Орфея. Не отстала ли Эвридика? Не осталась ли в царстве мертвых? Замедлил движение герой. Прислушался. Но тени ходят беззвучно. До верхнего мира оставалось несколько шагов, но не выдержал Орфей и оглянулся. Он ничего не увидел, но уловил легкое дуновение. Аид отнял свой дар. И сам Орфей был тому виной.
Снова к Стиксу спустился Орфей, надеясь вновь умолить подземных богов. Но милость дается лишь один раз…
Схожі твори:
- “Рождение музыки” из кн. “Мифы Древней Эллады” (Немировский) Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии гулко разносилось ржание коней, еще не знавших узды. Из зарослей выбегал черный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчел. Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного […]...
- Об Икаре и Дедале из кн. “Легенды и мифы Древней Греции” (Кун) Еще в глубокой древности люди мечтали о том, чтобы овладеть небом. В легенде, которую создали древние греки, отразилась эта мечта. Величайшим художником, скульптором и архитектором Афин был Дедал. Он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, например такие, как бурав и топор. Жил Дедал […]...
- Міф про Орфее й еврикиде Орфей, великий співак, син річкового бога еагра й музи пісень Каллиопи, жив у Фракії. Його дружиною була ніжна й гарна німфа евридика. Прекрасний спів Орфея, його гра на кіфарі не тільки захоплювали людей, але зачаровували рослини й тварин. Орфей і евридика були щасливі, поки на них не обрушилося страшне лихо. Один раз, коли евридика зі […]...
- Краткое изложение Кристоф Виллибальд Глюк. Орфей ОРФЕЙ Опера в трех актах Либретто Р. Кальзабиджи и де Молина Действующие лица: Орфей Эвридика Амур Тенор (меццо сопрано) Сопрано Сопрано Пастухи, пастушки, фурии, адские духи, блаженные тени. Сюжет заимствован из античного мифа. СЮЖЕТ В красивой уединенной роще из лавров и кипарисов – гробница Эвридики. Орфей оплакивает свою подругу. Пастухи и пастушки, сочувствуя ему, призывают […]...
- Интерактивные технологии на уроках литературы Интерактивное обучение (от англ. interation – взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит осн. источником учебного познания. Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И. о. […]...
- Историографические сочинения древней Руси ПАЛЕЙ (от греч. “паленое”-древний) – историографические сочинения, повествующие о всемирной истории, в которых изложение собственно исторических событий сопровождается обширными толкованиями и комментариями богословского и церковно-догматического характера. Известно несколько редакций П. Так называемая “Палея Толковая” излагает священную историю и историю Израиля и Иудеи до царствования Соломона с многочисленными богословскими комментариями и антииудейскими полемическими толкованиями. В ее […]...
- Крупнейший летописно-хронографический свод Древней Руси ЛИЦЕВОЙ СВОД-крупнейший летописно-хронографический свод Древней Руси. Л. С. создавался по заказу Ивана Грозного в Александровской слободе в 1568-1576 гг. Он содержал изложение всемирной истории от сотворения мира до XV в. и русской истории до 1567 г. По подсчетам А. А. Амосова, сохранившиеся десять томов Л. С. насчитывают 9745 листов, украшенных 17744 цветными иллюстрациями (миниатюрами). Есть […]...
- Краткое изложение Орфей Жан Кокто Орфей Действие разворачивается в гостиной загородной виллы Орфея и Эвридики, напоминающей салон иллюзиониста; несмотря на апрельское небо и яркое освещение, зрителям становится очевидно, что комната находится во власти таинственных чар, так что даже привычные предметы в ней выглядят подозрительно. Посреди комнаты расположен загончик с белой лошадью. Орфей стоит у стола и работает со […]...
- “Сонети до Орфея” – вершина творчості поета Р. М. Рільке Давньогрецький міф про Орфея. Орфей – давньогрецький співак, музикант. Мав магічну силу – його спів підпорядковував людей, звірів, богів. Володар світу мертвих Аїд, зачарований співом Орфея, обіцяє повернути його улюблену Евредіку зі світу померлих, але за однієї умови: Орфей не повинен був озиратися на дружину, яка йшла за ним. Але Орфей оглянувся і втратив Евредіку […]...
- Єдність світів у творчості Р. М. Рільке Єдність світів у творчості Р. М. Рільке О спів Орфея! Співу повен слух. І змовкло все, ma плине крізь мовчання Новий початок, знак новий і рух… P. M. Рільке Рільке-Рільке-Рільке… Річною галькою на губах перекочується звучне прізвище відомого австрійського поета. Його називали пророком минулого, він завоював собі славу Орфея XX століття. Далекий міфічний Орфей був […]...
- Героиня “весенней сказки” А. Н. Островского “Снегурочка” Действие пьесы происходит в “стране берендеев в доисторическое время”. Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это – идиллическое царство мира и согласия. Любовь – сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца – Яриле. Появление среди людей “холодной” С. вносит в их жизнь “ревность, брань, усобицу”. В сердца людей проникает “остуда […]...
- Герой “вакхической драмы” Анненского “Фамира-кифарэд” Вслед за недошедшей до нас трагедией Софокла Ин. Анненский замыслил “трагического Фамиру”. Исторический мотив в изложении автора таков: “сын фракийского царя Филаммона и нимфы Агриопы, Фамир или Фамирид, прославился своей игрой на кифаре; его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен музыкального дара”. Ин. Анненский […]...
- Главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова “Снежимочка” Литературным прототипом Снежимочки сам Хлебников называл образ Снегурочки из пьесы А. Н. Островского, ставшей также героиней одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова. Сама же Снегурочка является одним из самых известных персонажей русского фольклора. Однако образы Снежимочки и Снегурочки находятся как бы в разных литературных пространствах. Если Островский в Снегурочке хотел выразить всепроникающее единство и возвышенность любви […]...
- Сочинение на тему: Замысел романа Гоголя “Мертвые души” Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал в 1835 г. и продолжал всю жизнь. В 1835 г. он извещал Пушкина: “Начал писать ” Мертвых душ “. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон”. Как видно, писатель называет свое произведение романом и выделяет прежде всего смешную сторону. В процессе работы его замысел значительно расширился. […]...
- Філософські здобутки збірки Р. М. Рільке “Нові поезії” Збірка “Нові поезії” стала результатом перебування Р. М. Рільке в Парижі, де він близько спілкувався з відомим скульптором Роденом. Поет був глибоко вражений життям Парижа, і йому це місто, яке вважалося завжди веселим, видалося сповненим печалі. Адже там, де над усім панують гроші, людина нікому не потрібна, вона самотня. Саме такі настрої відбилися вже в […]...
- Сочинение по рассказу И. А. Бунина “Солнечный удар” В своем прозаическом творчестве И. А. Бунин часто обращается к вечным темам. Тема любви – одна из главнейших в его произведениях. В истинной любви, по И. А. Бунину, есть что-то общее с вечной природой. Прекрасно только то чувство любви, которое естественно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил подлинный поэтический гимн. Уже в самом названии рассказа […]...
- Моє сприйняття поезій Р. М. Рільке Австрійський поет Р. М. Рільке має свій особливий ліричний світ, сповнений філософських роздумів та античності. Серед сучасників він навіть здобув собі репутацію “пророка минулого” і “Орфея ХХ століття”. Коли я читала поезії Рільке, його творчий незвичайний світ вплинув на моє світосприйняття. Особливе враження на мене справила поезія ” Орфей, Еврідіка, Гермес”. У цьому творі поет […]...
- Автор в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Взгляды “практичного человека” Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности жизни. Авторский взгляд в “Мертвых душах” постоянно вступает в полемику не только представителями Чичикова, но и с нашим отношением к жизни и литературе. Начиная со второй главы с ее иронией по отношению к нам, автор […]...
- Сочинение на тему: жанр романа Л. Толстого “Война и мир” “Война и мир”, как роман-эпопея. Жанр “Войны и мира” необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая иногда называть его просто “книгой”. “Что такое ” Война и мир “? – спрашивал писатель и отвечал: – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника”. В этой связи Толстой совершенно справедливо вспоминал, […]...
- Роль мифа в новелле Томаса Манна “Смерть в Венеции” Новелла Манна “Смерть в Венеции” сложное произведение, наполненное глубокого символическим и аллегорическим содержанием. Каждый образ будто имеет двойную природу: его можно воспринимать реалистически и аллегорически. Важную роль в новелле играют мифические сюжеты и образы, которые использует автор. Но Т. Манн творит свой миф в новелле “Смерть в Венеции”, где как и в античных, библейских мифах, […]...
- Герой поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея” В греческой мифологии – царь острова Итаки. Сын Лаэрта, муж Пенелопы, отец Телемаха. Рассказывая об Одиссей Гомер употребляет эпитеты “многоумный”, “богоравный”, “многостойкий”, “в испытаниях твердый”. Недавно женившийся Одиссей не хотел оставлять прекрасную Пенелопу, которая только что родила первенца-сына. Узнав, что Менелай, Агамемнон, старец Нестор и Паламед, сын царя Эвбеи, приехали на Итаку, чтобы пригласить его […]...
- Пример сочинения на тему: Конституция в моей жизни Принятие 28 июня 1996 Основного Закона Украины – Конституции – не только завершило сложный пятилетний конституционный процесс в Украине, но и стало для украинского народа событием судьбоносного значения. Я считаю, что это сказалось также и на мне. Украинское государство, за независимость которого веками боролись миллионы украинских патриотов и которое возродилась в конце XX века, как […]...
- Лирический цикл А. А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – “Стихи о Прекрасной Даме” . Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока […]...
- Блок и его стихи. Любовная лирика Блока. Стихи о Прекрасной Даме Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего […]...
- Райнер Мария Рильке (1875-1926) Выдающийся австрийский поэт-символист Райнер Мария Рильке родился 4 декабря 1875 года в Праге в семье скромного служащего железнодорожной компании. За шесть дней до Рождества мальчика покрестили и назвали Рене Карлом Вильгельмом Иоганном Йозефом Мария. Его отец, Йозеф Рильке, был человеком непритязательным и меланхолическим, а мать, Софья Рильке, наоборот, – женщиной слишком претенциозной, с нелегким характером, […]...
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате “Херсонес”. К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. “Херсонес” и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина […]...
- Шляхами Орфея: тема мистецтва й митця в поезії Р. М. Рільке Темою і метою будь-якого мистецпиш є примирення індивідууму із Всесвітом. Р. М. Рільке Р. М. Рільке – один із найвитонченіших поетів початку XX ст. Здібність сприймати культурні цінності різних епох і народів, духовна широта, гостроти світовідчуття, якими він був обдарований від природи і розвивав у собі протягом усього свого життя, дали змогу йому не лише […]...
- Герой сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Маленький принц ребенок, живущий на астероиде Б-12,- символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает писатель, в XX в. сделались дети. Они живут “по велению сердца”, а взрослые бездумно подчиняются абсурдным условностям современного общества. Взрослые не умеют любить, дружить, жалеть, радоваться. Из-за этого они “не находят того, что ищут”. А […]...
- Базаров – предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева В романе ” Отцы и дети ” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, представляют не только идеи двух различных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи. Образ Евгения Базарова получился очень […]...
- Лирическое отступление в романе “Мертвые души”. Повесть о капитане Копейкине После войны двенадцатого года вместе с ранеными приехал и капитан Копейкин. В боях он потерял руку и ногу, работать не мог и отправился в Петербург просить государя о какой-нибудь монаршей милости. Попал он к самому начальнику, к вельможе в дом на Дворцовой набережной. Вельможа видит, что человек на деревяшке и правый рукав пустой. “Хорошо, говорит, […]...
- ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Работу над поэмой ” Мертвые души ” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: “Бывает время, […]...
- Что представляет собой реальный мир “Мертвых душ”? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России. Реальный мир ” Мертвых душ ” страшен, отвратителен, безумен. Это […]...
- Героиня романа М. Шолохова “Тихий Дон” Астахова Аксинья сначала любовница, потом незаконная жена героя романа Григория Мелехова, сопровождающая его от первых до последних страниц романа. Это коренная казачка-крестьянка, привычная к тяжелому крестьянскому труду и подверженная всем предрассудкам своего сословия. Аксинья сильная, цельная натура, обладающая прямым, эмоциональным характером, способная на решительные поступки, но не Способная на обман и “легкие отношения”. Главное в […]...
- Сочинение миниатюра: Признание в любви или День Святого Валентина Признание в любви… Как трудно это сделать! И как приятно получить! Да еще на самодельной открыточке! Ах, скорее бы он наступил, этот день, – 14 февраля! В Англии, да и во многих других странах мира, все с нетерпением ждут этого праздника. День всех влюбленных самый поэтичный, самый таинственный, самый красивый день в году! Готовиться к […]...
- Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе “Мертвые души” Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. Однако, по мнению Ю. В. Манна, нельзя сводить к “единому привципу” композицию I тома. Действительно, трудно доказать, что […]...
- Роман Шмелева “Солнце мертвых” Он работал над “Солнцем мертвых”, живя у Бунина в Трасе, преследуемый навязчивыми воспоминаниями. Из Траса Шмелев писал 19/6 сентября 1923 года в Париж Куприну: “Думаете, весело я живу? Я не могу теперь весело! И пишу я – разве уж так весело? На миг забудешься… Сейчас какой-то мистраль дует, и во мне дрожь внутри, и тоска, […]...
- Искренность чувств в лирике Василия Симоненко Настоящего поэта рождают гнев и любовь. Гнев и любовь родили Василия Симоненко. Большой, праведный гнев против унижения человека, уничтожения его человеческого достоинства. Поэтому, возможно, центральной в творчестве поэта считается патриотичная тема – любви к Украине, ее народу, вера в светлое будущее, где будут вечно жить радость и любовь. Лирическое слово Василия Симоненко – настоящее ценное […]...
- Тема любви в лирике А. Блока Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и П. Верлен, Ф. Тютчев и А. Фет. В чем же своеобразие любовной лирики А. Блока? В литературу начала XX века А. Блок входит как поэт “туманной” любви, неземной и возвышенной. […]...
- Изображение любовных взаимоотношений в эссе Дж. Джойса “Джаконо Джойс” “Разве можно понять что-нибудь в любви…”. Булат Окуджава. Джеймс Джойс был одним из основателей европейского модернизма. Его произведения отмечены смелым экспериментом с языком и стилем, средствами изображения внутреннего мира человека. Ярким примером воплощения модернистской поэтики писателя стало его психологическое эссе “Джако” Джойс. С чего начинается любовь? С трепещущего взгляда фиолетовых зрачков, что жалит жгучей иглой? […]...
- Образ Орфея як персоніфікація сили мистецтва, що приборкує природу і одухотворяє світ У поезії двадцятого століття творчість видатного австрійського поета Райнера Марії Рільке посідає особливе місце: вона ніби синтезувала в собі різноманітні культурні традиції, але залишилась при цьому самобутньою і навіть мала значний вплив на творчість багатьох інших поетів із різних країн. Та, на відміну від розмаїття знань про культурні здобутки та літературних знахідок, багатством тем творчість […]...