Главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова “Снежимочка”


Литературным прототипом Снежимочки сам Хлебников называл образ Снегурочки из пьесы А. Н. Островского, ставшей также героиней одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова. Сама же Снегурочка является одним из самых известных персонажей русского фольклора.

Однако образы Снежимочки и Снегурочки находятся как бы в разных литературных пространствах. Если Островский в Снегурочке хотел выразить всепроникающее единство и возвышенность любви и природы, то Хлебников ставит перед собой совершенно иную задачу. В ранних драматических произведениях он во многом связан с символистским театром (драматургия Ф. К. Сологуба, В. Я. Брюсова, З. Н. Гиппиус, А. А. Ремизова, А. А. Блока, а также М. Метер-линка). Символистский принцип драматур-гическо-мифологического мира “сущностей” получает у Хлебникова столь яркое отображение, что некоторые исследователи называют его “еще более крайним символистом, чем сами символисты” (Р. Дуганов). Хлебниковская С. является читателю в трех ипостасях – эпической, лирической и мистериальной. Как эпический образ С. – сказочный фольклорный персонаж, приходящий из своего сказочно-эпического прошлого (леса, природы) в эпическое настоящее (город с его нищими и городовыми, учеными и мальчишками). Лирический образ С. передается стенаниями и плачем обитателей снежного леса, в коротких диалогах С. с встречающимися ей людьми. Но

главным в образе С. является ее мистериальность.

Хлебников, по замечанию Ю. Тынянова, был одновременно и “крупнейшим новатором”, и “крупнейшим архаистом”. Он стремился оживить мир славянского архаического мифа, мир славянских богов и сказочных героев, стремился перевести его из прошлого в будущее – “длящееся тело художественного произведения, начинающееся “тут же” у подножия настоящего” (Н. Башмакова). Обновление этого мифологического мира Хлебников начинает с переименования его “жителей”, и прежде всего он дает новое имя архаической Снегурочке – Снежимочка. В пьесе эти имена сравниваются-противопоставляются.

Снегурочка – персонаж уже “застывший” в определенном культурном слое. По ходу пьесы и взрослые и дети воспринимают поначалу С. как Снегурочку, как персонаж из оперы Римского-Корсакова, как персонаж спектакля в “Народном доме”. И лишь в заключительной сцене пьесы, во время возрожденного ритуала “праздника Очищения – Чистый день” (действующий ритуал – один из главных признаков “живого” мифа) С. уже называют Снежимочкой, а не Снегурочкой. В имени С. Хлебников воплощает свою поэтическую идею “самовитого слова”. По мнению некоторых исследователей, пьеса “Снежимочка” есть “действие-в-слове”, способное преобразиться в “действие в воображении” (Р. Дуганов). Необычное название драматического действия у Хлебникова – “деймо” – расшифровывается как “действие и письмо”. Название это можно понимать и как “действие мистериальное”. В пьесе в самом деле разворачивается мистерия.

Сначала оживает наделенный новыми именами мифологический снежный мир русской природы. Он вступает в сражение с вторгающимися в него чуждыми существами из городской жизни. Но такое сражение бесконечно и бесплодно.

И тогда Снежимочка уходит в чуждый мир города, чтобы преобразить его, соединить с миром мифа. Пораженный, переживший очищение мир города, мир “омертвевшей” культуры, соединяется с миром “живых” мифов через ритуал, славя С., “воскресшую” в весенних цветах, и, восприняв “предвечный закон”, уходит в будущее (“Голос удаляющихся”).

Мифологические корни образа Снежимочки уходят к древнегреческому культу Диониса, бога весны и урожая, олицетворявшего веселое буйство природы, и его пророка Орфея, который погибал и воскресал милостью своего бога, – с ним связано и понятие очищения, чистилища. Затронут здесь и миф о Коре, дочери Деметры, возвращающейся из Аида на землю (Элевсин-ские мистерии). В образе С. просматриваются христианские мотивы “распятия”, “любви”, “нового завета”. С образом С. тесно связано характерное для творчества Хлебникова понятие вторичного синкретизма (R. Cruel) – смешение разных мифологических систем и мотивов религиозных культов в творческом сознании и произведении художника.

Пьеса “Снежимочка” предназначалась для постановок “будетлянского театра” в 1913 г. вместе с трагедией “Владимир Маяковский” В. Маяковского и “Победой над солнцем” А. Крученых, однако постановка так и не была осуществлена.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Мойсей івана франка заповіт українському народові.
Главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова “Снежимочка”