Интерактивные технологии на уроках литературы

Интерактивное обучение (от англ. interation – взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит осн. источником учебного познания. Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

По сравнению с традиционным обучением в И. о. меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности

учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.

Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения – один из путей совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных

задач, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Новая педагогическая технология, как и любая технология вообще, предполагает массовость применения ее всеми участниками процесса.

Учащиеся на предыдущих уроках изучали мифы Древней Греции и чтобы помочь учащимся понять представления древних греков о строении мира и места человека в нем, чтобы самим “окунуться” в то время, им было предложено на основе прочитанных мифов составить сценарий и инсценировать его на уроке, также придумать декорации и костюмы. Учащиеся подготовят сценку на тему “Орфей и Эвридика”. С помощью учителя составляется сценарий, учащиеся распределяют роли, готовят инсценировку. Предлагается фрагмент из сцены.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Картина первая

Высоко на золотом троне сидит грозный Аид и его прекрасная Персефона. Только младший брат Бога Смерти – юный Бог Сна, Гипнос, прекрасный и радостный, носится по залу на своих легких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток.

Рассказчик: Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали. Но певец приблизился к трону и запел еще вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

Аид (подняв голову): Чего ты здесь ищешь, певец, в царстве мертвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.

Орфей:Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигнет Смерть и уведет в твое царство, – никто из смертных не может избежать ее. Но я, живой, сам пришел в царство мертвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила…

Орфей (к Персефоне):Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!

Аид:Пусть будет так, как ты просишь! Я верну тебе Эвридику! Ты можешь увести ее с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать…

Орфей:Все, что прикажешь! Я готов на все, чтобы увидеть вновь мою Эвридику!

Аид:Ты не должен видеть ее, пока не выйдешь на свет! Возвращайся на землю: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на нее. Оглянешься – потеряешь ее навеки!

Картина вторая Рассказчик:И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем. Быстро направился Орфей к выходу из царства мертвых. Как дух миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он перевез их обратно к берегу жизни. Крутая тропинка вела на верх, на землю. Медленно поднимался Орфей в гору. Темно и тихо было вокруг, и тихо было у него за спиной, словно никто не шел за ним. Только сердце его стучало: “Эвридика! Эвридика!”. Стало светлеть, виден выход на землю. Орфей (тревожно): Здесь ли Эвридика? Идет ли она за мной?

Забыв все на свете, остановился Орфей и оглянулся.

Орфей:Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя!

Рассказчик:На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое прекрасное лицо… Но лишь на мгновение… Отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.

Орфей (кричит):Эвридика!

Картина третья Рассказчик: С отчаянным криком Орфей стал опускаться назад по тропинке и вновь пришел на берег черного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого. Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь – Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Интерактивные технологии на уроках литературы