Новелла Манна “Смерть в Венеции” сложное произведение, наполненное глубокого символическим и аллегорическим содержанием. Каждый образ будто имеет двойную природу: его можно воспринимать реалистически и аллегорически. Важную роль в новелле играют мифические сюжеты и образы, которые использует автор. Но Т. Манн творит свой миф в новелле “Смерть в Венеции”, где как и в античных, библейских мифах, подана образная модель мира. Новелла начинается с того, что герой, писатель Густав Ашенбах, выходит на прогулку после напряженного дня. Но некая “высшая сила” делает ее решающей в судьбе героя. Надвигается Гроза, и герой оказывается у кладбища. Ашенбах, погруженный в свои мысли и мечты, неожиданно видит какого-то странного чужеземца, портрет которого напоминает то ли бога Вакха, то ли перевозчика душ в царство мертвых. И кладбище, и чужак – все это создает аллегорическую картину действительности, в которой живет Густав Ашенбах и вызывает ощущение неминуемой трагедии. Но герой, словно не замечает этих предупреждений “высших сил”, пренебрегает ими.
Здесь Манн не
Миф о Троянской войне рассказывает о страшной мести бога Аполлона за пренебрежение к себе. На греческое войско боги наслали страшную болезнь. Эпидемия холеры, охватывающая Венецию, воспринимается как наказание за пренебрежение моральными и культурными ценностям, символически изображается в похотливых пристрастиях Ашенбаха. Обессиленному в борьбе со своими страстями герою привиделся диалог Сократа с учеником, в котором философ “учит Федра тоске по совершенству и благотворительности”. Именно эту тоску теряет Ашенбах, он забывает, что “красота лишь путь чувственного к духу”. Последние страницы новеллы снова заставляют вспомнить мифологические образы. Тадей, стоящий на узкой полоске земли посреди моря, словно объединяет христианские и античные мифологические символы. Он одновременно напоминает и Христа, прошедшего по воде, и Аполлона. Тадей смотрит на Ашенбаха, и этого взгляда герой не выдерживает. Такой миф о современном человеке творит Манн, будто предупреждая современников о фатальных последствиях пренебрежения моральными и этическими ценностями.
Продовження історії нори.
Роль мифа в новелле Томаса Манна “Смерть в Венеции”