Историографические сочинения древней Руси

ПАЛЕЙ (от греч. “паленое”-древний) – историографические сочинения, повествующие о всемирной истории, в которых изложение собственно исторических событий сопровождается обширными толкованиями и комментариями богословского и церковно-догматического характера.

Известно несколько редакций П. Так называемая “Палея Толковая” излагает священную историю и историю Израиля и Иудеи до царствования Соломона с многочисленными богословскими комментариями и антииудейскими полемическими толкованиями. В ее составе рассказ о сотворении мира,

включающий апокрифическое предание о противнике Бога – Сатанаиле и описание как реальных животных, так и фантастических существ – птицы алконоста, ехидны, феникса и т. д., рассказ о сотворении человека со сведениями об устройстве человеческого организма, история Адама и Евы, Авеля и Каина; затем следует повествование о потопе с описанием земель и стран, доставшихся в удел каждому из сыновей Ноя. В рассказ о библейском праотце Исааке введено обширное апокрифическое сочинение “Заветы двенадцати патриархов”. После пересказа библейских книг Иисуса Навина, Судей и Руфь излагается история царствования Саула,
Давида и Соломона. В П. библейское повествование о сотворении мира и истории человеческого рода является материалом для богословских рассуждений: раскрывается символическое значение ветхозаветных событий как прообраза будущих событий новозаветных, “историческое” повествование прерывается “естественнонаучными” экскурсами. Все это превращает П. в своеобразную энциклопедию богословских знаний и средневековых представлений об устройстве мироздания, о животном мире, о свойствах человеческого организма и т. д.

От “Палеи Толковой” отличаются так называемые “Хронографические палеи”. Первая их половина (большая – в Пространной палее и меньшая в Краткой) содержит текст, тематически сходный с текстом “Палеи Толковой”, с рядом апокрифических сказаний о Ламехе, Мельхиседеке, Моисее, Соломоне и др. персонажах ветхозаветных книг. После рассказа об израильских и иудейских царях обе разновидности П. содержат собственно хронографический текст – сведения о римских царях, а затем римских и византийских императорах, доведенные до времени византийского императора Романа II Лакапина (X в.).

Если “Толковая палея” существовала, по крайней мере, в нач. XV в. (старший список ее 1406 г.), а скорее всего, и много раньше, то “Хронографические палеи”, вероятно, составлены в XV в., в период возросшего интереса к всемирной истории. Однако по степени распространенности в русской книжности все редакции П. значительно уступают “Русскому хронографу”, который с начала XVI в. становится основным источником сведений о всемирной истории (см. Хронограф Русский). Существует научное издание “Толковой палеи” (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406г.- М, 1892-1896.-Вып. 1-2) и фототипическое воспроизведение части Хронографической палеи (Толковая палея 1477 года.-СПб., 1892).

О. В. Творогов


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Историографические сочинения древней Руси