Моральная высота человека в трагедии “Натан Мудрый”
Последней пьесой Лессинга была трагедия “Натан Мудрый” (“Natan der Weise”, 1779). В отличие от всех предыдущих произведений, она написана белым стихом. Действие драматической поэмы происходит в конце XII ст. в Иерусалиме, в эпоху крестовых походов. В основу “Натана Мудрого” Лессинг вложил мысль о том, что фундаментом любой религии является моральное чувство, а догматическое содержание имеет преходящий характер и ни в коей мере не свидетельствует о возвышенности одной религии над другой.
Три главных героя “Натана Мудрого” –
Избегая обобщения в создании образов, драматург снова обнаруживает свое мастерство в построении характеров. В центре трагедии – образ Натана Мудрого, глубины личности которого раскрываются в его мыслях и действиях.
Моральная высота человека – в чуде деятельной любви, высоте общечеловеческой морали над искусственными догмами. Эти мысли были дороги Лессингу. Не случайно в одном из набросков драмы он записал: “Способ мышления Натана… был всегда моим способом мышления”.
Й. В. Гете, высоко оценивая постановку пьесы “Натан Мудрый” в Веймаре в 1801 г., писал: “Пусть… высказанное в ней чувство терпимости и сочувствия навсегда останется для народов священным и дорогим”. Создавая свою пьесу, Лессинг сомневался, что она когда-нибудь увидит сцену. И его опасения оправдались. Постановка, осуществленная известным актером и антрепренером Деббелином в Берлине, продержалась недолго. Лишь в 1801 г. Гете и Шиллер в Веймарском театре смогли восстановить спектакль, эта постановка и проложила путь “Натану Мудрому” на сцену. Роль Натана исполняло немало известных актеров, и среди них А. Иффланд (1802).
О значении Лессинга для немецкой литературы чудесно сказал Й. В. Гете: “Такой человек, как Лессинг, необходим для нас, поскольку он великий именно благодаря своему характеру, благодаря своей твердости. Настолько же умных и просвещенных людей много, но где найти такой характер!”
Схожі твори:
- “Натан Мудрый” Лессинга в кратком изложении Во время крестовых походов в конце XII в. крестоносцы терпят поражение в своем третьем походе и вынуждены заключить перемирие с арабским султаном Саладином, правящим Иерусалимом. В город доставили двадцать пленных рыцарей, и все, за исключением одного, казнены по приказу Саладина. Оставшийся в живых молодой рыцарь-храмовник свободно гуляет по городу в белом плаще. Во время пожара, […]...
- Моральная красота человека в киноповести “Очарованная Десна” Замечательный мир “Очарованной Десны”. А. Довженко не может, на мой взгляд, никого оставить равнодушным. В этом мире не только природа привлекает своей красотой, а и духовное богатство и высокая мораль людей вызывает восхищение. Поэтому, когда читаешь эту повесть, кажется, что и сам становишься лучше, и так хочется, чтобы изменился этот жестокий мир – ведь рядом […]...
- Моральная красота и духовное величие человека в киноповести “Очарованная Десна” Гений начинается сызмала. Так или иначе, обнаруживает он себя смолоду – исключительной любознательностью, разительным отличием от других детей. Каждому ли ребенку придет в голову искать железные столбы, которые якобы подпирают небо, как шестилетний Тарас Шевченко? Не эта ли любознательность привела его потом, уже взрослого, к чему-то более важному и реальному, к поиску правды и справедливости. […]...
- Моральные ценности в драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый” Невозможно представить себе Киевскую Русь без могущественной фигуры Ярослава Мудрого, который будто бы является воплощением моральных ценностей и идеалов наших предков. Интересная и сложная, очень противоречивая фигура. Жестокий полководец и мудрый книголюб. Творец первого свода русских законов – “Русской правды” и князь, который железной рукой карал в междоусобной борьбе даже ближайших родственников. Лукавый политик и […]...
- Сочинение по драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый” Относительно драматической поэмы И. Кочерги иногда стоит вопрос, почему автор не ограничился четким воспроизведением существующей исторической правды, но на основе реальных событий воссоздает сюжет, преисполненный некоторых неточностей “грубых ошибок”, – отступлений от реалии, которая занесена в летописях княжеских времен. Ответ на это непростой, но целиком благоприятный вопрос следует искать, исходя из раздумий над намерением автора […]...
- Герой трагедии И. В. Гете “Эгмонт” Обращение писателя к истории нидерландской революции XVI в. вызвано всплеском антифеодальных настроений в Германии. (Тогда же Ф. Шиллер сочиняет эссе “История отпадения Нидерландов от испанского господства”.) В своей более чем десятилетней работе над пьесой Гете пользовался историческими трудами иезуита Страды и голландского историка Эмануила ван Матерна. В пьесе показан лишь первый период нидерландской революции, закончившийся […]...
- Моральная и историческая оценка Лермонтовым действий Наполеона Моральная и историческая оценка Лермонтовым действий Наполеона в ранней лирике обусловлена нравственным самопознанием и идеями, которые владели поэтом в тот период. По Лермонтову, оценка действий Наполеона определяется, как точно сформулировал В. Асмус, не столько “согласованностью этих действий с отвлеченными понятиями и нормами добра и зла, сколько способностью… реально свершить задуманное, перешагнуть через черту, отделяющую в […]...
- Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Личность и судьба доктора Фауста привлекали внимание писателей еще до появления трагедии Гете “Фауст”. Как свидетельствуют историки, средневековый маг и чернокнижник доктор Фауст – личность историческая, легенды о нем начали складываться еще при его жизни. В конце XVI века в Германии вышла книга “История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника”, автор которой остался неизвестен. В […]...
- Большие трагедии в цикле произведений “Маленькие трагедии” Живя в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, Пушкин не мог не замечать пороков этого общества. Деньги для людей становились главной ценностью в жизни, мерилом жизни, зависть запросто могла поднять руку на дружбу, миром правили обман, предательство и властолюбие. Современный век напоминает Пушкину демонскую пляску, бесовское кружение. Его душа неспокойна: поэта лишают творческой независимости, его […]...
- Моральные ценности наших предков (по драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый) Драматическую поэму “Ярослав Мудрый” Кочерга начал еще тогда, когда возвращался из эвакуации. Проездил он теми местами, которые едва лишь освободили из под фашистского сапога. Его глаз не минул руин и пожарищ, бедствий людей. Из первых уст он слышал о преступлениях немцев, про мужество и отвагу солдат нашей армии, об их стремлении жить на освобожденной земле. […]...
- Эмилия Галотти героиня трагедии Г. Э. Лессинга Образ заимствован из римской истории. Тит Ливии описал судьбу девушки Виргинии, которую заколол родной отец, чтобы спасти от посягательств патриция Аппия Клавдия. Лессинг перенес действие в Италию XVII века. Сходные коллизии писатель наблюдал и при современных ему немецких дворах, прежде всего Брауншвейгском, где работал в качестве герцогского библиотекаря. Э. Г. появляется в середине второго действия, […]...
- Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. К. Симонов Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось […]...
- Конфликт предрассудков в трагедии Вильяма Шекспира “Ромео и Джульетта” Вильям Шекспир – представитель эпохи Возрождения, когда мысли и чувства человека наполнялись новыми идеями. Но в ту жестокую эпоху гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить, и Шекспир с горечью ощущал это. В своих пьесах он изображает столкновение идеалов Возрождения с действительностью, и краски этих пьес становятся мрачнее. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели […]...
- Роль злого начала в судьбе человека Школьное сочинение По трагедии ” Фауст ” И. В. Гете. Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением важнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия “Фауст” стала произведением Гете, в котором автор делится […]...
- Мои мысли о том, как любовь изменяет человека Любовь – большое и прекрасное чувство. О нем написано множество книг. Но все равно оно остается для каждого неизвестным, неизведанным, каждый открывает его для себя по-своему. Тимко, например, открыл для себя красоту окружающего мира, увидел, какими прекрасными могут быть обычные луга, простой цветочек и даже название его, например, невесточка, ромашка. А главное – мальчик ощутил […]...
- Героиня трагедии Гете “Фауст” Этот образ создан фантазией Гете: в народных легендах М. отсутствует. Фауст, вернувший молодость в “Кухне ведьмы”, встречает на улице красивую девушку и с первого взгляда в нее влюбляется. Margarete юная, неискушенная девушка строгих правил, живущая с матерью и младшей сестрой. Она полюбила впервые в жизни и не может противиться чувству, готова к самопожертвованию ради любви. […]...
- Чехов о любви и счастье человека в рассказе “Дама с собачкой” Антона Павловича Чехова, как и других писателей, интересовала тема человеческого счастья, любви, гармонии. В большинстве произведений писателя: Ионыч, Крыжовник, О любви герои терпят крах в любви. Они не могут составить собственного счастья, не говоря уже о других. В рассказе Дама в собачкой все по-иному. Когда расстаются Гуров и Анна Сергеевна, она возвращается в свой город […]...
- Юдифь героиня трагедии Ф. Геббеля Образ Юдифь драматург взял из Библии: сюжет об убийстве иудейской вдовой Юдифь ассирийского полководца Олоферна, взявшего в осаду ее родной город Ветилуй. Образ у Геббеля сильно отличается от библейского прототипа. Юдифь разгневана бездействием мужчин города, она слышит рассказы о грозном Олоферне, которого никто не может победить. В лагерь полководца ее ведет долг перед согражданами, но […]...
- Герой трагедии А. П. Сумарокова “Хорев” По летописному преданию, Хорив – один из трех братьев, основателей города Киева. Вероятным источником сведений для Сумарокова послужил “Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев о начале славянского народа, о первых киевских князьях и о жизни святого благоверного князя Владимира” (1674) историка и церковного деятеля И. Гизеля. Однако фабула пьесы не имеет исторической почвы и […]...
- Герой трагедии Эсхила “Прометеи прикованный” В греческой мифологии Прометей сын титана Налета и океаниды Климены, двоюродный брат Зевса. Похитив огонь, Прометей приносит его людям, за что Зевс приказывает приковать П. к горам Кавказа, чтобы ежедневно орел пожирал его печень, вырастающую в течение ночи. Пытку прекращает Геракл, убивающий орла. К мифу о Прометее в античные времена обращались философы, поэты, ваятели, предлагая […]...
- Герой трагедии У. Шекспира “Отелло” Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джиральди Чинтио “Венецианский Мавр” из его сборника “Сто рассказов” (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то пересказе или в не дошедшем до нас английском переводе (итальянского языка Шекспир не знал), трагедия Шекспира тем не менее в главном кардинально отличается от своего первоисточника. И это главное – […]...
- Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии “Фауст” Любуясь Гармоничной красотой окружающего мира, невольно задаешься вопросом: а кто же создатель всего этого великолепия? Подумать только, в бесконечном просторе Вселенной планета Земля – единственная планета, переливающаяся в лучах солнца синими, зелеными, черными отблесками водного простора Мирового океана, украшенная зелеными шапками лесов, насыщенная благодатным кислородом. На Земле существуют все условия для жизни. Для чьей жизни? […]...
- Герой трагедии У. Шекспира “Антоний и Клеопатра” Антоний фигурировал среди персонажей первой “римской” трагедии Шекспира “Юлий Цезарь”, но ловкий демагог, искусно игравший на страстях толпы, не имеет почти ничего общего с беспечным и великодушным полководцем второй пьесы, хотя в обоих случаях источником послужили “Сравнительные жизнеописания” Плутарха. Некоторые детали сознательно изменены: так, у Плутарха “кутилу и пьяницу” Антоний покидает бог Вакх-Дионис, а в […]...
- Размышление о жизни человека За грядой веков, за седыми границами времени видятся мне мои далекие пращуры, “добрые и нехитрые”, которые превыше всего в мире любили сеять и растить хлеб, обрабатывать землю-кормилицу. Не одно столетие отделяет нас от тех знаменательных времен, когда первые князья начинали организовывать Киевское государство, когда жили и отважно боролись, защищая свои границы, Владимир Великий и Святослав, […]...
- Сочинение по трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность – вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии “Моцарт и Сальери”. В этом его родство с героями других “Маленьких трагедий”. Подобные Сальери люди наделены индивидуалистическим сознанием, все их поступки направлены на удовлетворение своего честолюбия, […]...
- Сюжетное построение трагедии Пушкина Пир во время чумы” “Пир во время чумы” – трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Сюжетная конструкция здесь великолепна. В один клубок сплелись и щемящее чувство тоски и одиночества человека, запертого холерными карантинами в маленькой деревушке, и горечь потери близких друзей, вступивших на Сенатской площади в противоборство с “жестоким веком”, и воспоминание […]...
- Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида “Ипполит” Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви, почти совершенно не затронутую в прежней трагедии. Особенно интересна в этом отношении трагедия “Ипполит”. Миф об Ипполите – один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного юношу, не пожелавшего разделить ее любовь (ср. библейское сказание об Иосифе). […]...
- Основные условия выразительности речи человека Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи. Данная работа посвящена изучению выразительности речи и ее источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, […]...
- Углубление понятия о трагедии Трагедия – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображают исключительно острые жизненные конфликты. Трагедия вызывает в сердцах зрителей сильный душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания к тому, что творится на сцене, где переплетаются страх за героя, сочувствие к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного, облагораживающего. […]...
- Размышление о неповторимой личной судьбе человека Для современной урбанизированной молодежи образ “жизненной тропы” иногда может показаться устаревшим поэтическим символом. И все же она, наверное, существует, если бы мы на протяжении жизнь не пользовались услугами автомобилей, компьютеров, интернетовских сетей, удобными знакомствами и связями. И все же эту единственную, неповторимую жизненную тропу должны протаптывать своими силами, так как это – наш путь от […]...
- Жизненные ценности человека – Vital values of the person What is the vital value of the person? Certainly it what values to what aspires and of what he thinks. Different people think differently, will condemn, argue or impose therefore the point of view wrong and even to the inappropriate. One can appreciate work, career, a place in a society; another on the first place […]...
- Герой трагедии немецкого писателя Гуцкова “Уриель Акоста” Уриель Акоста историческое лицо, философ-вольнодумец, родом из Португалии; вырос в еврейской католической семье, бежал в Амстердам, освободившийся от господства испанской инквизиции, в 1614 году перешел в иудаизм, но не принял некоторые его догматы, за что был отлучен от синагоги, подвергался унижениям; покончил жизнь самоубийством в возрасте 55 лет. Уриель Акоста в пьесе имеет ту же […]...
- Романтический идеал Человека в рассказе “Старуха Изергиль” Рассказ ” Старуха Изергиль ” относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя. Ларра – воплощенная бездуховность. […]...
- Герои трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта” Герои трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта” (1595), ставшие навсегда символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных непоправимо вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капу-летти (Джульетта). Эти имена упоминаются еще в “Божественной комедии” Данте. Впоследствии сюжет о двух влюбленных многократно разрабатывался в итальянской литературе эпохи Возрождения; имена Ромео […]...
- Центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов” Центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина ” Борис Годунов “, монах-летописец Чудова монастыря, “старец кроткий и смиренный”, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из “Истории…” Н. М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. о […]...
- Загадка сюжета трагедии “Гамлет” О целеустремленности Шекспира свидетельствует одна важная деталь в построении образа Гамлета. Принц датский после смерти отца имеет право на престол, он достиг совершеннолетия (правда, не совсем ясно сколько ему лет). Никакие ссылки на незрелость не могли бы оправдать узурпацию престола Клавдием. Но Гамлет ни разу не заявляет о своих правах, он не стремится сесть на […]...
- Герой трагедии Шекспира “Тит Андроник” Тит Андроник в отличие от героев других “римских трагедий” Шекспира, не имеет прямого исторического прототипа. Скорее всего драматург взял это имя из исторических хроник Восточной Римской империи. Имя Андроник носили несколько византийских императоров. В 533 г. константинопольский император Юстиниан начал войну с готами за Рим. Войну успешно вел полководец Велизарий, который затем был отозван, а […]...
- Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” М. М. Пришвин – один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, “географических очерков” о природе. В них все объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М, М. Пришвина ” Кладовая солнца “. […]...
- Герой трагедии Шиллера “Коварство и любовь” Герой мещанской трагедии Ф. Шиллера “Коварство и любовь” (1782-1784), сын президента фон Вальтера, первого министра небольшого герцогства. Благородный юноша тяготится придворной жизнью, он начитан, верит в высокие идеалы, искренен и порывист. В его образе ощутимы черты персонажей драматургии “бури и натиска”. Фердинанд фон Вальтер выработал свои представления о долге и чести, которые расходятся с общепринятыми. […]...
- Культура речи – это духовное лицо человека Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм […]...