Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие.
Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) – везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Моим
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
“Воля” – это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он полностью
является стихотворение “Крестьянские дети”. Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра.
По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука…
В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию – “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” – поэтическая реальность, пропитанная игрой.
Н. А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях – 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный… Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются…
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…
В итоге ребята признают в охотнике своего – и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей…
Но дети скоро станут взрослыми – и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве закладываются предпосылки для этого выбора.
Рабочий расставит, разложит снаряды –
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
“Гляди, чертенята!” А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь – им все покажи.
В стихотворении Некрасова мы наблюдаем людей труда – талантливых, сильных и добрых…
Главная тема произведения – поэзия деревенского детства – прерывается на миг:
Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной –
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной.
До чего же верно подметил Некрасов, что детство – это прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до “пота и крови”. Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой мертвящей зимы.
Эти строки создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира. Интересно и лирическое отступление (“Играйте же, дети! Растите на воле!..”). Оно возвращается к дням отмены крепостного права. Тема вечности также представлена здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее!
Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!
Толпа гласит: “Певцы не нужны веку!”
И нет певцов… Замолкло божество…
О, кто ж теперь напомнит человеку
Высокое призвание его?
Н. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов, так же, как Пушкин, знаком нам с раннего детства. Еще не умея читать, мы с замиранием сердца слушаем, как дедушка Мазай в половодье спасает зайцев:
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его – тягота невелика!..
Вместе с поэтом видим, что “серые, карие, синие глазки” крестьянских детей “смешались, как в поле цветы”. Позже учим строки и переживаем за судьбу горемыки-пахаря из “Несжатой полосы”:
Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет…
Вместе с Дарьей прислушивается к шагам Мороза:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Написать такие строки мог только влюбленный в природу, тонко чувствующий ее лирик. А увидеть и по-настоящему понять эту красоту, знакомую по любимым строкам Некрасова, я смогла только здесь, на Родине поэта. С удивлением и восхищением смотрела на стройную, высокую красавицу березу, на красные гроздья рябины, на пушистые лохматые лапы ели:
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса…
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
А зима очаровала меня своей щедростью: сугробы по колено, обилие снега, сверкающего на солнце, как россыпь драгоценных камней, и необозримые русские просторы, поражающие каждого приехавшего сюда.
Кругом поглядеть нету мочи”,
Равнина в алмазах блестит…
Детство Некрасова проходило здесь, в Ярославле. Среди полей, лугов, на берегах Волги шло взросление и формирование русского поэта.
Я рос, как многие, в глуши
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…