Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова

Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова.
Некрасов – народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Уже в таких произведениях, как “Тройка”, “В дороге”, “Колыбельная песня” открылось замечательное качество некрасовской поэзии – демократизм, любовь к народу.
Умение проникать в мир других людей определило совершенно новое изображение характера простого человека, мужика – такого в лирике до Некрасова не было. Особенно ясно это видно на примере произведения “В дороге”, где показана история жизни простой крестьянки, воспитанной в барской семье и по прихоти барина отданной за мужика, на горе мужу и на свою погибель. В этом произведении звучит истинная народная речь.
По мнению Некрасова, любить народ – это ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в его поэзии неотделимо от народного. Так, в произведений “Рыцарь на час” борьбу за счастье народа поэт называет “великим

делом любви”.
Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, “врачующие просторы родной земли, ее бескрайние нивы и зеленые леса, снежные зимы” – вот тот неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В “Тишине” он заявил: “Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал!”
Судьба труженика волновала Некрасова, он горячо сочувствовал народу, рисуя вопиющие картины жизни городской бедноты и крестьянского быта. Мир поэзии Некрасова – это мир, увиденный “сквозь слезы” глазами обездоленного народа.
Он страстно мечтал о свободе людей: “Мать-отчизна! Дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей!” Сердце поэта наполнено болью о горькой участи народа: “Народ! Жгучее, святое беспокойство за жребий твой донес я до седин!”
И все же Некрасов не уставал надеяться, он предсказывал будущее народа: “Вынесет все – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”.
Некрасов верил, что “русскому народу преграды не поставлены: пред ним широкий путь”.
Будущее страны представлялось поэту как жизнь свободного, процветающего общества:
…Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою…
Николай Алексеевич Некрасов назвал поэму ” Кому на Руси жить хорошо ” “эпопеей народной жизни”. Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы – русский народ. Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов считал крестьянство.
Русское крестьянство предстает в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается и в массовых сценах, и в образах отдельных персонажей. В главах “Сельская ярмонка”, “Пьяная ночь”, “Пир на весь мир” Некрасов создает ряд массовых сцен, в которых крестьянство изображено единым целым в различных, но при этом типичных для него ситуациях : на празднике, в пьяном застолье, на базаре, на сельском сходе. Стержнем любой массовой сцены становится то состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое, несмотря на все конкретности, объединяет их в целое.. Например, в главе “Пьяная ночь” таким состоянием является “пьянство дикое – чумной порок России”, в главе “Сельская ярмонка” – настроение приподнятости, оживления, праздника. Характерно для массовых сцен в поэме и то, что в пестроте,
водовороте лиц автор неожиданно задерживает внимание на каком-то второстепенном герое – и дает его развернутую характеристику. Таков, например, в главе “Сельская ярмонка” пропившийся дед Вавила, который мечтает купить сапожки своей внучке.
В создании массовых сцен Некрасов использует прием многоголосья, когда кроме голоса автора появляются другие персонажи. Поэт мастерски воспроизводит поток живой разговорной речи, метко индивидуализирует речь героев. В море людских
голосов выделяются краткие реплики, которые создают красочную картину народной жизни. Характерный пример – глава “Пьяная ночь”, где реплики сливается в одной строфе в многоголосный хор крестьян, возвращающихся с ярмарки. В массовых сценах
раскрываются особенности национального характера : бесшабашная удаль, душевная широта, способность к сопереживанию. Взгляд Некрасова реалистичен, трезв. Крестьяне предстают перед читателями и жестокими, и безобразно пьяными, и невежественными до дикости. Но крестьянство, обладает способностью к постоянному труду, природным умом и смекалкой. Среди народа Руси, автор видит и людей оставшихся без крова и хлеба, и проходимцев, и борцов за истинную веру, и правдолюбцев, и хранителей народной мудрости, народного словесного искусства. Богатство черт русского народа, его возможности проявились и в индивидуальных образах поэмы. Вся поэма с начала и до
конца пронизана атмосферой духовных поисков. “Кому на Руси жить хорошо” начинается спором семерых мужиков, этот спор является не только зачином, но и началом целой системы споров и напряженных размышлений. Спорит с Вертенниковым Яким Нагой, спорят о Ермиле Гирине Федосей и поп, Матрена Тимофеевна рассказывает о спорах Савелия с самим собой и со всем крестьянством, в споре рассказываются легенды о Кудеяре, о Якове верном, о крестьянском грехе. Индивидуальные образы поэмы – это образы постоянно ищущих правду жизни людей. Индивидуальный бунт против несправедливости, душевная стойкость воплощены в образе Савелия, которому даны черты эпического героя. Дух свободолюбия как будто передан им в наследство
Матрене Тимофеевне. Но в героине поэмы есть как душевная красота русской женщины, так и жертвенность матери и жены. А в Якиме Нагом выражены правдоискательство и тяга к прекрасному.
Русский народ в изображении Некрасова – сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающем к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении “Кому на Руси жить хорошо” по праву может считаться народным произведением, и дающим богатую пищу для размышления о судьбах России.






План до твору митькозавр із юрківки.
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова