“Есть женщины в русских селеньях…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”)

Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только крепостные крестьяне, но и горячо любимая “русокудрая”, “голубоокая” мать поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Ради счастья и спокойствия детей

она безропотно сносила царивший в доме произвол. “Это было раненное в самом начале жизни сердце, – писал о Некрасове Ф. М. Достоевский, – и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии”. Из своего детства вынес поэт исключительную чуткость к чужому страданию.
Многие его стихотворения проникнуты глубоким состраданием к тяжелой судьбе женщины-крестьянки. Его не могли оставить равнодушным каждодневные страдания женщины от непосильной работы, от моральных унижений.
Но в то же время простая женщина предстает перед нами настоящей красавицей, румяной, живой,
трудолюбивой. Некрасов восхищается русской крестьянкой – чистой сердцем, сильной духом, восхищается ее внутренней красотой и душевным богатством.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Она ко всякой работе привычна, умелая, ловкая, трудолюбивая. К тому же это женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Если нужно, “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.
Жизнь, “трудней которой вряд ли сыскать”, выпала и на долю Дарьи – героини поэмы “Мороз, Красный нос”:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться…
Все произведение дышит сочувствием автора к ее тяжелой женской судьбе: “здесь одни только камни не плачут…”. Дарья, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни русской женщины, но не согнувшаяся и не побежденная, а сохранившая свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость, вызывает у автора чувство глубокого уважения.
Величие русского национального женского характера видит поэт в сострадательной любви, когда в тяжелом положении человек меньше всего думает о себе, о своем собственном горе.
Не о себе Дарья печется, “полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит”. Даже в будущем она не может представить себя одинокой. Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на “дальних”, например на усопшую схимницу, встреченную ею случайно в монастыре:
…В личико долго глядела я:
Всех ты моложе, нарядней, милей,
Ты меж сестер словно горлинка белая
Промежду сизых, простых голубей.
И собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу, на хлебное поле.
До Некрасова в литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения судьбы простой русской женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту.

Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини – простую крестьянку. В поэме “Мороз, Красный нос” автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах, не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
А чего стоит выносливость и трудолюбие русских женщин. Ведь зачастую именно женщины кормили семью, растили детей. Каждая копейка достигалась непосильным трудом.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде.
Даже в рабстве русская женщина сохранила свое доброе сердце свободным, сохранила духовную красоту, не разучилась любить. Да, “есть еще женщины в русских селеньях!” Поэт одновременно и восхищен, и полон сопереживания к их судьбам. С большой нежностью и теплом он ведет свое повествование. И негодует по поводу их бесправного существования, их горькой судьбины. Ведь русская женщина, по мнению Некрасова, достойна счастливой и свободной жизни.

Великого русского поэта Н. А. Некрасова можно назвать певцом своего народа, потому что все его произведения наполнены болью и тревогой за судьбу крепостных крестьян, а также восхищением их высокими душевными качествами. Особое место в творчестве поэта занимает образ русской женщины.
Есть женщины в русских селениях
С спокойною важностью лиц,
С красивой силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Эти крестьянки не только величавы, но и по-русски прекрасны. Черпая силы в труде и бесконечных просторах родной земли, “цветет красавица, миру на диво”. Однако внешняя красота – не самое главное ее достоинство. Хозяйственная, работящая, она “по будням не любит безделья”. Любая работа спорится в ловких и Умелых женских руках, даже мужчинам за ней не угнаться:
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
Не теряя присутствия духа даже в самых сложных ситуациях крестьянских будней, эта удивительная красавица “и голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна”. Печать “дельности строгой внутренней силы” определяет ее отношение к труду, семье, окружающим людям.
В чем же ее секрет? Почему, идя “той же дорогой, какой весь народ наш идет”, она остается чистой и светлой, веселой в праздники и серьезной в будни, упорной и несгибаемой, способной “не сробеть” даже в самой большой беде? Н. А. Некрасов сам дает ответ на этот вопрос:
В ней ясно и крепко сознание,
Что все их спасение в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде.
Прекрасная жена, чудесная мать, удивительная хозяйка… Так в образе “величавой славянки” поэт воплотил самые лучшие женские черты, которые ценились у всех народов во все времена.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Чим приваблює образ наталки полтавки.
“Есть женщины в русских селеньях…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”)