Лиричность поэзии В. Симоненко
Лирической поэзии вообще противопоказан слишком придирчивый анализ, старание объяснить каждый троп, каждый образ, часто и так целиком понятный даже детям. Разбирать весьма подробно поэзию В. Симоненко, прозрачную относительно формы, средств образности, особенно нежелательно. Поэтически, образно сказал о своей любви поэт в стихотворении “Украине”. Пусть ученики подумают несколько минут и найдут образы, в которых наиболее глубоко раскрывается главная мысль этой поэмы. Можно прочитать весь или отрывки стихотворения “Комочек земли”,
Еще в детстве я ходил в травы, В шумные трепетные леса, Где дубы молчали величаво В капельках ранней росы.
Красота природы сливается с красотой родного слова, песен, “замечтавшихся и нежных”, в которых “звенело счастье непочатое”, а пели эти песни девушки, как “шли в поле на жатву”. Эти приметы – замечательная природа, песня, работа, люди, честные и работящие, и есть то, что составляет светлый образ Родины, с которой поэт хочет делить “радость,
Люди – прекрасны. Земля – будто сказка. Лучшего солнца нигде нет. Погряз я по сердце В землю вязко. Она меня плотно держит.
Здесь метафора “погряз по сердце в землю” раскрывает тесную связь поэта с родной землей. Он призывает не быть равнодушным, оставить о себе добрую память, чтобы не сказали люди – “их на земле не было”. Поэтому и предупреждает лирический герой недругов “отойдите”, а друзей просит “подождать на пути”. Итак, когда человек говорит с матерью-украиной, то и все другие страны – америки, россии (маленькая буква означает здесь не пренебрежение к названным странам, а обобщение) должны не вмешиваться в этот разговор. Поэт словно клянется в верности Родине, стремится отдать ей все: работу, творчество, всего себя:
Ради тебя жемчужиной в душе сияю, Ради тебя мыслю и создаю… И заключительный аккорд стихотворения: Я прольюсь капелькой крови На твое красное знамя.
Эти строки писались в годы, когда звучали обманные обвинения в национализме. Так вот слишком пыльные критики уцепились за “преувеличенное чувство национального”, за “пренебрежение к братской России”, упоминания о которой, как видим, в стихотворении нет, и печаталось оно без нескольких строф. Сейчас, воспроизведенное полностью, оно звучит как высокопатриотическое произведение, захватывает безграничной любовью к Украине, искренностью чувства. Сила его в этом, а также в простоте образности формы – той простоты, за которой прячется напряженная работа, которая и свидетельствует о настоящем художественном совершенстве. В стихотворении Украина выступает не в какой-то хуторянской окрестности, а в мировых просторах. И борьба за ее независимость, за ее жизнь и права “гремит над миром”. Борьба эта нелегкая, что подчеркивает эпитет злая битва. Раздумья над Горьким прошлым, тревога за современное, поскольку уже было видно, что кратковременная эйфория “оттепели” сменяется морозами, заставляли поэта задуматься и над тем, что является первопричиной зла, кто виновен в пережитой трагедии. Еще в стихотворении “Пророчество 17-го года” В. Симоненко гневно обращается к “палачам и тиранам” с предупреждением о грядущей каре.
Этой же теме посвящено стихотворение “Где сейчас вы, палачи моего народа?”, которое звучит, с одной стороны, как гневная инвектива “палачам”, “оборотням и приблудам”, а с другой, как утверждение вечности, бессмертия украинского народа. Это стихотворение высокого шевченковского напряжения, поэтическая декларация, экспрессивное, преисполненное твердой веры в будущее родного края.