Планы и вопросы с ответами по творчеству В. Симоненко

Какой была творческая атмосфера в Украине, когда В. Симоненко дебютировал как поэт? Василий Андреевич Симоненко принадлежит к когорте “шестидесятников”. Поэт творил в тот период нашей истории, который почему-то называют “оттепелью”. На самом деле – это начало застоя. И проявилось это полнее именно в духовной жизни. К молодым литераторам, среди которых был и Симоненко, применяли типовые методы “перевоспитания”: запрет печататься, выступать перед читателями, компрометация перед общественностью, попытки всяческими, вплоть

до подлых, способами поссорить единомышленников и друзей, поставить художников на колени. Несмотря на это, “шестидесятники” поднимали проблемы, недавно запрещенные партийной властью: историческое прошлое нашего народа, недавняя страшная ночь репрессий, судьба простого человека на этом фоне. Их больше всего касалась боль за Украину, ее будущее, тревога за судьбу планеты в целом. Как мотыльки на свет, летели самоотреченно юноши и девушки за теплым ветром, летели и падали под студеными веяниям зимы, которая так и не уступила место вожделенной весне. Свободная и независимая Украина пишет на золотых скрижалях имена
отважных своих сыновей и дочерей, чтобы грядущим поколениям было кем гордиться, с кого брать пример. Среди них – витязь молодой Украинской поэзии Василий Симоненко.

Почему Гончар назвал В. Симоненко “витязем молодой украинской поэзии”? Гончар небезосновательно назвал В. Симоненко “витязем украинской поэзии”. Интуитивный прорыв поэта в глубины национальной совести был опасным для коммунистической системы, поэтому неслучайно некоторые его произведения печатались с цензурными правками, или оказались под запретом. Так из стихотворения-притчи “Есть тысячи дорог, миллион узких тропинок” было изъято четверостишие (катрен) достаточно красноречивого содержания: в нем рассматривалась циничная политика шовинистских правительств, направленная на вырождение украинства, осуждалась психология деморализованных людей, способных отречься от родительского края.

Если бы мог забыть убогое родное поле,

За кусок той земли мне бы все дали,

К тому же и стерня никогда ног не колет

Тем, кто надевал холуйскую лапти.

Так же из стихотворения “Заглядываюсь я в твои глаза”, имевшее первоначальное название “Крайне нет”, была вычеркнута строфа, обозначенная чувством высокой национальной гордости:

Ради тебя жемчуг в душу сию,

Тебя мыслю и горю

Пусть молчат Америки и России,

Когда я с тобой говорю.

Таких примеров бесцеремонного цензурного вмешательства в тексты Симоненко – множество. Правда в его творчестве случались зарифмованные штампы о “бурной жизни”, которые требовала “политика партии в области художественной литературы”. Но Симоненко не считал “их достойными внимания”. И если они появлялись в его сборниках, то только по инициативе и с согласия редакторов. Идя на вынужденный компромисс с советской властью, В. Симоненко пытался отвести ее репрессивный глаз от настоящей лирики, которой эта власть боялась. В поэзии Симоненко – любовь и преданность родной земле, родному народу, воспетая искренним сердцем, его поэзии живут, их читают и любят миллионы людей.

Охарактеризуйте мотивы первого сборника В. Симоненко “Тишина и гром”. Первый сборник стихов В. Симоненко появился в 1962 году в Госиздате (ныне “Днепр”). Он сразу стал ярким литературным событием. Несмотря на искренний природный пафос, он поразил современников тонким эстетическим вкусом, чистой правдой, романтическим порывом открывать “духовные острова” в интеллектуальном море своего народа, к чему поэт призывал новых “Колумбов и Магелланов”. Перед ними стоял мир не только как “кружево сказочное”, – в нем гремели бури, он разворачивался в творческом вдохновении, в высшей степени самореализации. Все это контрастировало с распространенными идиллиями “счастливой жизни” советской имитационной литературы. Одновременно на страницах этой книги освещалась нелегкая судьба простых людей.

На каких ценностях настаивает В. Симоненко в стихотворении “Лебеди материнства”? В своей поэзии “Лебеди материнства” поэт обращается к неистребимым вечным ценностям народного мировосприятия, прежде всего, к символу матери, центральному в духовном космосе украинцев, начиная с трипольской эпохи. Он возродился в образе Марии Оранты, изображенной в Софийском соборе (г. Киев). Даже запорожские Казаки, не позволяли женщинам появляться на территории Сечи, поклонялись Покровам. В народном представлении мать всегда отождествлялась с Родиной. Поэтому измена ей считалась непростительным грехом, а потеря – катастрофой. Выбор другой Родины постоянно осуждался, поскольку приводил к самоуничтожению нации. Образы лебедей всегда ассоциировались с верностью, поэтому В. Симоненко обращается к ним, связывая их с материнством и предоставляя им символическое обобщение. В стихотворении “Лебеди материнства” В. Симоненко умело сочетает нежность и элегичность колыбельной песни с духовной высотой человеческой личности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Планы и вопросы с ответами по творчеству В. Симоненко