Конфликты мира и вечности, живого и умирающего в творчестве Фета

В творчестве Афанасия Афанасьевича Фета на первом месте стояли отнюдь не социальные конфликты и даже не политические потрясения, а жизнь человеческой души. Для поэта важна тема любви, путь юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, горечь утраты и внеземного счастья, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о его месте в обществе и в душе человека. А самая любимая тема Фета – тема природы, в которой он воплотил жизнь соей души, свое внутреннее “Я” раскрылось именно в произведениях посвященным олицетворениям

живого мира.

Для него, поэта-романтика, природа – это мерило прекрасного, она противопоставляется дисгармонии общества. Мифологические, фольклорные мотивы звучат в творчестве Афанасия Фета
 Гармоничное слияние всего живого – основная тема поэзии Фета. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи – вот задача стихотворца. Фет создает в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное. “Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо” – эти строки определяют его творческое кредо на протяжении всей жизни. Афанасий Афанасьевич, называя себя

“праздным соглядатаем”, старается подметить каждую мелочь, характеризующую данное мгновение. Душевные порывы Фета связаны с явлениями природы: свирепствует зимняя буря, и “на душе не рассветает”. А солнечным летним утром душа “все так же счастью… служить готова”. Мечутся, кричат перед осенним отлетом ласточки, грачи, журавли, и человеку “тяжело – хоть плачь!”. Весной земля дрожит от волнения, а людям хочется “лететь к безбрежью, к бездорожью через леса, через поля”, – как птицам.
Мы видим, что не раз в творчестве у Фета оживают деревья, светила: “ель рукавом завешивает тропинку”, “робко месяц смотрит в очи”.
 Воспоминание о трагически погибшей возлюбленной не оставляют Фета всю жизнь. Для Афанасия Афанасьевича настоящей любовью была его юношеская любовь – Мария Лазич. Ее образ становится эталоном нравственности, преданности. Он считает, что духовно они всегда вместе, он проносит свет этой любви “через жизнь земную”. Но одновременно он преклоняется и перед “красотой иной”. Женщины в его стихотворениях опоэтизированы, они или олицетворение чувственной Евы, или “молодые владелицы сада”, безмолвные, замкнутые в своем превосходстве. Один их взгляд выражает то, что “поэт пересказать не может”, их красота преувеличена и возведена на пьедестал. Женщины для него – скорее объект преклонения, чем живые люди, способные думать, действовать, бороться. У Тютчева любовь представляется более динамичной, это и соединение, и поединок двух сердец.
 Жизнь и смерть, смысл поэзии и любовь к Родине – все это является предметом размышлений Фета.
 Поэзия для Афанасия Афанасьевича – это способ вырваться из обыденности, уйти от реального мира. Она уносит его “в мир стремлений, преклонений и молитв”. Вдохновение рождается непроизвольно, и стихотворение складывается легко, как песня птицы (“Не знаю сам, что буду петь – но только песня зреет”). Человеческий язык “беден”, чтобы передать всю гамму чувств, но поэт должен стараться “схватить на лету и закрепить” “темный бред души и трав неясный запах”, т. е. остановить прекрасное мгновенье.
 У Фета нет стихотворений, декларирующих верность Родине, но только человек, влюбленный в нее, может так тонко описать неброскую, скромную природу России.
 Последние годы жизни стали для Фета временем раздумья над смыслом жизни и мироздания. Иногда ему кажется, что “жизнь – базар крикливый Бога”, а “смерть – его бессмертный храм”, иногда он жалеет о жизни, пронесшейся “без явного следа”. Звезды напоминают поэту, что они – вечность, а он – миг.
 “Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не хочу”, – писал в последние годы жизни А. А. Фет, и он был прав. Гениальный лирик, тончайший мастер стихотворного пейзажа, глубокий мыслитель А. А. Фет не забыт нашими современниками. Уважение и любовь к его творчеству объединяет всех людей, которым дорого русское культурное наследие, людей разных политических взглядов и убеждений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Конфликты мира и вечности, живого и умирающего в творчестве Фета