Глубина поэтического мира С. А. Есенина

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных мест, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто погружался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины – основное в его творчестве. Стихи поэта грустные, как смутная была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья природы,

и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремлении раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения.

С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина:

“Родился я с песнями, в травяном одеяле…”.

Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, оно мог ошибаться и делать ошибки. Оглядывая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном – в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его размышлениях о будущем села. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, что дорог особенно тем, которые в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует черты родной стороны:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя…

Вторжение в сельские просторы городской цивилизации отражается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными.

В “Письме к деду” он говорит о неоспоримом преимуществе техники “стального коня”. Сердечные страсти поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни – нищем и “безвыходным”, и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старое село: “Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям…”.

В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только мощное средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:

Что ж, дайте косу, я вам покажу,

Я ли вам не домашний,

Я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления о прошедшей молодости, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающей многие стихи поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам. Поэт чувствует роковую течение времени: “Все пройдет, как с белых яблонь дым”.

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, печаль – разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается в его стихах с главной темой – темой Родины. Автор “Персидских мотивов” убеждается в хрупкости счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:

Как бы не был хорош Шираз,

Он не лучше рязанских Раздолей.

Современники вспоминали, что Есенин имел необычное личное обаяние, а его стихи – магическую силу. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-то свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой популярности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: “Есенин – это вечное”.






Яку людину можна назвати ввічливою.
Глубина поэтического мира С. А. Есенина