Мотив стихии в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака


За основу работы был взят роман “Доктор Живаго”. Это было сделано по нескольким причинам. Во-первых, потому что роман писался не один год, он достаточно большой по объему, и автор вложил в него весь свой опыт, свой талант, тем более что это произведение, плюс ко всему, долго вынашивалось и обдумывалось писателем. А во-вторых, потому что этот роман является как бы заключительным этапом творчества Пастернака, его самой большой и самой значимой, на мой взгляд, работой.

Действительно, мотив стихии проходит через все творчество Бориса Пастернака. Мы встречаемся со стихиями и в первых стихотворениях

Автора, и в сборниках более поздних стихов, и в поэмах, и в прозе, и, конечно, в романе “Доктор Живаго”.

В романе “Доктор Живаго” собраны все виды стихии, которые встречаются отдельно, в других произведениях Пастернака. В романе мы встречаем стихии грозы, метели, бурана, вьюги, огня, любви, страсти, творческого вдохновения, революции.

Все стихии, встречающиеся в произведениях Бориса Леонидовича Пастернака можно разделить на стихии природы и стихии, так сказать, человеческого мира, созданные людьми, касающиеся только людей. К стихиям природы можно отнести вьюгу, буран, метель, грозу, огонь. Из всего множества природных стихий у Пастернака встречаются именно эти. Причем они могут как переходить друг в друга (редкий падающий снежок переходит

в снежный буран, буран – в метель), так и противостоять друг другу (противостояние стихий холода – метели, вьюги, бурана – стихии огня – свече). К человеческим стихиям относятся стихии любви, страсти, творческого вдохновения, стихия революции. Но если первые три индивидуальны, они захватывают каждого человека отдельно, то четвертая – стихия если не мирового масштаба, то, по крайней мере, государственного. Все стихии очень тесно связаны между собой, и нередко автор посредством одних отображает другие. Чаще всего природными стихиями (бурями, вьюгами) он выражает стихии, бушующие в душах людей (любовь, страсть, творчество), захватывающие государство (революция).

Эта стихийность позволяет автору живее и красочнее описывать происходящие события, дает возможность читателю окунуться в окружающий мир, увидеть, почувствовать его. Через описания стихий Пастернак глубоко раскрывает внутренний мир героев, их чувства и ощущения, их отношение к происходящему вокруг. Мне кажется, и сам автор был стихийным человеком, он чувствовал стихию, жил в ней. Ведь человек не испытавший, не прочувствовавший ее никогда не смог бы так точно, ярко описать ее. Я считаю, мотив стихии играет огромную роль в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака, и без него произведения автора были бы сухими и безжизненными, даже, скорее всего их вообще бы не было, ведь представить скучного спокойного, монотонного Пастернака, по-моему, просто невозможно.

В чем же заключается значение Бориса Пастернака для русской и мировой литератур?

Он показал трагедию ХХ столетия через призму человеческих душ, воспроизвел все переживания творческой личности, которая попала на перекресток зла и насилия, и смогла сохранить в себе свободу и живой дух. “Доктор Живаго”: живой – Живаго, “Во имя Духа Живаго…”. Юрий Живаго, герой произведения, – доктор, он, несмотря ни на что, сохраняет в себе ощущение свободы, способность мыслить и любить. Но он не может жить в мире зла и насилия. Его смерть символична. Но Пастернак утверждает мысль, что дух человека остается жить и после смерти. Поэтому роман завершается стихами Юрия Живаго, которые несут свет высокой духовности и тем самым отрицают темноту и мрак жестокости.

Пастернак – лучшие традиции Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Гейне и Мицкевича. Он создавал философскую поэзию, насыщенную сложными вопросами эпохи, которые разрешал, прежде всего, с моральной позиции.

В творчестве Пастернака мы находим и отражение жизни в его реальных формах, и символические знаки, и футуристические поиски, и романтические мечтания, и импрессионистические зарисовки. Поэтому поэт не умещается в пространство одного какого-то метода или направления. Его творчество достает вершин мирового искусства и ставит автора на почетное место среди классиков ХХ столетия.

Мир Пастернака, явленный в его творчестве, еще ждет всестороннего исследования.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Жіночі образи у творі стендаля червоне та чорне.
Мотив стихии в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака