Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Г. Шевченко
Тарас Шевченко как истинный патриот своего народа гордился принадлежностью к “стране казаков” и вдохновенно воспел знаменитейшее украинское казачество. Героические события и характеры возникают в исторической поэме Тараса Шевченко “Тарасова ночь” – рассказа о победе казаков во главе с Тарасом Федоровичем Трясилом над войском Конецпольского. Чаще всего в “Кобзаре” мы встречаем обобщенный образ казака, который большей частью выступает в роли рыцаря, защитника народа, его воли и православной веры. Благодаря этому Казаки
Казак почти некогда не плачет (“Босфор сроду не слышал казацкого плача”), но когда уже не в силах сдержать слезы, то они густые и искренние. Казаки сильные духом, жизнерадостные, а если сокрушаются, то от того, что шляхтич “очень развеселился” от безнаказанности. Казачеству присущи бескорыстие свободолюбие и благородство. В 1839 году Тарас Шевченко создал историческую поэму “Иван Подкова”. Как и Тарас Федорович из поэмы “Тарасова ночь”, Иван Подкова
“Синее море зверюкою то стонет, то воет”, решает, что время идти на врага: “А нуте, мальчонки, На байдаки! Море играет – Идем погулять! Кругом волны, как те горы: Ни земли, ни неба. Солнце млеет, а казакам это только и надо. Плывут себе и поют…”.
Прекрасные строки произведения, посвящены изображению казацкой отваги. Тарас Шевченко в “Кобзаре” не скрывает от читателя своей увлеченности запорожским казачеством, идеализируя и наделяя его романтическим ореолом. Украинский казак у Шевченко храбрый до отчаяния – “казацкая воля гарцевала”, казаки – это непобедимая сила, они, “как и туча, ляхов обступили” и за народ и за веру православную проливают свою кровь “живую”, чистую”, “святую”. Описывая казаков, автор не жалеет ярких и теплых слов (казацкое войско, “как море красное”, “орлы сизокрылые”, “бедолага”, “мои дети”, “мальчонки”). “Как родного ребенка” голубит поэт своим словом каждый образ казака. К казачеству как олицетворению рыцарской победы и свободолюбия Шевченко вызывает симпатию и внешними признаками: казацкие клейноды – бунчук, булава; ” Вороной конек” – верный товарищ казака; “оружие золота” – “острая саблюка”. Поэт использует традиционные казацкие формы обращения: господин-брат, паны-молодцы, отец-атаман, дети.
Эти прадавние этические нормы следует восстанавливать, так как они наши, украинские. Казачество во времена Шевченко уже было прошлым, о чем поэт пишет с печалью и болью: “Казачество гибнет – гибнет слава, родина”, “Не заревут в Украине вольные пушки”. Шевченко стремится вызвать у современников увлечение казачеством, желание снять с себя рабские путы и возродить запорожскую победу и гражданское мужество. Величие и красота казацкой победы, ее ореол всегда будет нам сиять в веках: “Той славы казацкой вовек не забудем”. На великих делах казаков и следует воспитывать идеал воина, гражданина, мужчины вообще.