Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Шевченко

Ученическое произведение как истинный патриот, Шевченко, бросая взгляд в прошлое украинского народа, обращался к героической истории своих предков.

В прошлом его увлекала прежде всего борьба за свободу, казацкая отвага. Героями его произведений становятся Тарас Трясило, Иван Подкова, Гамалия. В поэме “Гамалия” Шевченко рассказывает о походе запорожских казаков в Турцию. Начинается поэма песней-плачем запорожцев, страдающих в турецкой неволе. Обращаясь к ветру, к морю, посылая просьбы к братьям-запорожцам, невольники надеются, что

их слова долетят до Великого Луга и товарищи придут их вызволять. Плач невольников донесся к родной земле. И тогда Казаки запели в ответ: “Едем резать, Братьев освобождать”.

Нелегким был путь смельчаков, “море ветер слышит” и так расходилось, что у казаков “сердце млеет”. Но их ничто не пугает, потому что они едут “братьев вызволять”. Бой между славными героями и “басурманами” изображен в романтическом ключе: ревут, свирепствуют “гвардейцы” султана – янычары, скрежещут зубами, жгут из пушек. Но ничто не поможет палачам. Сабли казачества и “покатились янычары”. Мужественный и преданный

казацкий предводитель Гамалия разорвал оковы, выпустил братьев из неволи. И начался “пир казачий”. Гнев борцов такой большой, что даже “через базары кровь течет”, а вся Византия “на ножах немеет”. Запорожцы разрушили даже сами стены турецкой крепости, сожгли вражеский флот. Такой была плата за сотни сожженных украинских сел, за тысячи взятых в плен, за кровь и муки в неволе. Вот почему защитников и освободителей народных огонь не берет. Они не ходят по городу, а летают.

Т. Шевченко показывает восставший народ, “общество в серых халатах”, который творит настоящую историю. В основу поэмы положены исторические события. Изображены здесь и исторические лица – Гонта и Железняк. Казацкие вожаки воплощение свободолюбия, оптимизма народа. Они непримиримы в стремлении наказать господ за причиненные крестьянам несчастья. Как широко стремление к свободе охватило массы, видно, например, из того, что во время восстания в селах остались “Дети и собаки – Женщины даже с ухватами ушли в гайдамаки”. Поэма “Гайдамаки” Шевченко хоть и о прошлом, но все же являлась актуальной для времени, когда жил поэт. Она призывала трудящихся не забывать героических предков – свободолюбивых казаков и быть достойными их славы и доблести. Поэту больно видеть, что где делась воля, о которой сейчас только кобзари поют: “Была когда-то, господствовали, Да больше не будем! Только славы казачества Вовек не забудем!”.

Воспевая величие и красоту мужественных героев, Т. Шевченко выразил уверенность, что придет время, когда украинский народ вспомнит своих свободолюбивых предков и будет достойным их славы.

Вспоминая о славе отважных казаков, Шевченко стремился пробудить в угнетенном украинском народе чувство национального сознания и поднять его на борьбу против гнета царизма. Именно этим великий Кобзарь, певец трагической и вместе с тем всепобеждающей судьбы, дорог нам, потомкам, безгранично. Читая произведения Т. Шевченко, мы видим не только поэта-гражданина, который рассказывает нам об истории борьбы Украины и ее славное казачество, но и открываем для себя художника, который красками-словами рисует нам героев. Поэтому встречаем в стихах постоянные эпитеты: “красные скины”, “казацкая слава”, “сизокрылый”. Это о казацкой доблести, организованности и умении вести бой с противником рассказывают нам сравнения “казаки, как облака, ляхов обступили”. А сочетанием инверсии, возражения и гиперболы в поэме “Тарасова ночь” художник дает нам возможность представить сложную ситуацию боя, увидеть и почувствовать: “Уже не три дня, не три ночи бьется господин Трясило, От Лимана до Трубайла трупом поле крылось”

Использованными художественными средствами писатель возвращает нас к народному источнику творчества – думам. Герои Шевченко поют, действуют, живут и вызывают восхищение у нас, читателей, своей вечной красотой и неповторимостью.






Твір на тему моє ставлення до мови.
Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Шевченко