“Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии
“Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в “Горе от ума”, продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.
В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной
На первом плане в “Горе от ума” показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, “все та же глушь и степь” бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую “Родину”), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой – представителей московской дворянской среды – до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей
“Горе от ума” – плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о. борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.
Историческое содержание “Горя от ума” раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего” (в сознании передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).
В комедии показано, что столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.
Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. “Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы… Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании – “эксальтадо”, в Германии – студентом” ‘. Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он “окаянный вольтерьянец”, для княгини Тугоуховской – якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием. Как видим, основные этапы освободительного движения на Западе – просветительство XVIII в., якобинская диктатура 1792-1794 гг. и революционное движение 20-х гг.- указаны в комедии весьма точно. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в “Горе от ума” существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Основным и важным в ту пору и было противоречие и столкновение двух указанных общественных лагерей, борьбу которых Грибоедов раскрывает в ее широких исторических связях как современных, так и прошлых.
В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан образ восемнадцатого, “минувшего века”. Это “век покорности и страха”, “век Екатерины” с его “вельможами в случае”, с льстецами-придворными, со всей пышностью и развращенными нравами, с безумным мотовством и пирами в “великолепных палатах”, с “роскошными забавами” и нищетой крепостных крестьян и с “окаянными вольтерьянцами”, о которых со старческим возмущением вспоминает графиня-бабушка.
“Век минувший” и является идеалом барского, фамусовского общества. “И награжденья брать и весело пожить” – в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни.