Чацкий не только умен, но и положительно умен

” Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен… Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными…” (А. С. Пушкин ).

“Молодой Чацкий похож на Стародума… В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного…” (77. А. Вяземский).

“…В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других

возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты” (В. Ф. Одоевский). “Горе от ума” – “общественная” комедия с социальным конфликтом “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий является идеологом “века нынешнего”. Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.

Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию (“Хлопочут набирать учителей полки…”); к образованию (“…Чтоб грамоте никто не знал и не учился”); к службе (“Как тот и славился, чья

чаще гнулась шея…”); к чинам (“А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…”); к иностранцам (“Ни звука русского, ни русского лица…”); к крепостному праву (“Тот Нестор негодяев знатных…”).

Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера. Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта. Первый монолог – экспозиция (“Ну что ваш батюшка?..”). Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.

Второй монолог (“И точно, начал свет глупеть…”) – завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление “века нынешнего” и “века минувшего”.

Третий монолог (“А судьи кто?”) – развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.

Четвертый монолог – важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.

Пятый монолог (“В той комнате незначащая встреча…”) – кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.

Шестой монолог (“Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом…”) – развязка сюжета.

В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит). Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. “Говорит, как пишет”, – характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.

В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов (“ум, алчущий по-знанья”). Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого (“Свежо предание, а верится с трудом…”)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Чацкий не только умен, но и положительно умен