Герой трагедии У. Шекспира “Тимон Афинский”
Историческим прототипом Тимон Афинский явился Тимон, живший в Афинах в период Пелопонесских войн (431-404 гг. до н. э.), о котором упоминает Плутарх в “Сравнительных жизнеописаниях” в биографиях Марка Антония и Алкивиада. По свидетельству Плутарха, Т. не был богатым человеком; испытывая нужду, он обратился к друзьям за помощью, получил отказ и возненавидел не только их, но и весь род людской. Свою ненависть к людям Тимон Афинский выразил в эпитафии, которую велел вырезать на своей могиле.
В литературе образ Тимона Афинского еще задолго до
У Шекспира Тимон Афинский – трагическая личность. Поначалу всей душой любивший людей, стремившийся помогать им бескорыстно и разорившийся вследствие этого, он в один день познает всю людскую неблагодарность, корысть и злобу. Мир, казавшийся ему светлым, в один миг становится черным и ненавистным. В гневе он убивает одного из своих обидчиков, за что его изгоняют из Афин. Трагедию Т. А. определил его антагонист в пьесе, философ-циник Апемант: “Ты в жизни никогда не знал середины, тебе ведомы лишь крайности” (IV, 3).
Во многом образ Тимон Афинский схож с образом Лира: существует предположение, что эти две трагедии Шекспир писал практически одновременно, – их объединяет тема людской неблагодарности. Но трагедия ТА., по замыслу Шекспира, есть также трагедия окружающих его людей, изменивших своей человеческой природе: “Афины превратились в лес, полный зверей” (IV, 3), а “лютый зверь добрее человека” (IV, 1). С особой силой трагизм образа Т. А. раскрывается в трех его монологах: проклятие Афин (“В последний раз взгляну на город свой!”, IV, 1), проклятие золота (“Металл проклятый, прочь!”, IV, 3), о всеобщем воровстве (“Все в мире – вор!”, IV.3). Но жизнь в одной только ненависти невозможна для человека, и Т. А. умирает, проклиная мир, людей и себя самого.
Образ шекспировского Т. А. получил особенную известность после того, как в XIX в. на него обратил внимание К. Маркс. В “Экономических и философских заметках” (1844) содержится прямой комментарий к ТА.: “Шекспир превосходно показал сущность денег… Это универсальная шлюха, всеобщая сводня”. Многие критики с некоторой иронией замечают, что “хотя Маркс, конечно, стал бы коммунистом и не читая “Тимона Афинского”, но то, что он прочел его, помогло ему кристаллизовать свои идеи” (Kenneth Muir).
Современные исследователи расходятся в своих взглядах на образ Т. А. Одни считают его “наиболее развенчивающим иллюзии” и “циничным” из всех шекспировских образов. Другие утверждают, что Шекспир в Т. А. подошел к невероятной и непостижимой границе своего трагического взгляда на мир (Флюшер).