Герой трагедии А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного”

Исторический прототип – Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь (с 1547 г.). Герой Толстого – сложная, многогранная фигура. Изображая в лице И. Г. носителя идеи жестокой деспотической власти, монарха, как писал автор, “с закоренелой привычкой не знать ничего, кроме своего произвола, и не терпеть противоречия ни в чем и ни от кого”, Толстой приводит его к осознанию полного краха всех его устремлений и как царя, и как человека. В словах Иоанна, обращенных к царевичу Федору, с огромной трагической силой звучит мотив расплаты за совершенные преступления:

Я для того ль провел всю жизнь в борьбе,

Сломил бояр, унизил непокорство,

Вокруг себя измену подавил

И на крови наследный мой престол

Так высоко поставил, чтобы вдруг

Все рушилось со мной!

Трагическая вина Иван IV в “попрании всех человеческих прав в пользу государственной власти”. Главная страсть царя – сама власть. Она настолько грандиозна и всепоглощающа, что становится идеей всей его жизни, полностью подчинившей его помыслы и желания. Иван IV искренне верит в свое высокое предназначение. Он и Россия в его сознании неотделимы друг от друга. Эту особенность И. Г. подчеркивал сам автор. По словам Толстого, царь “убежден, что Россия есть тело, а он – душа этого тела”. Иоанн, как истинно верующий человек, готов принести

Россию в жертву для искупления своих грехов; как не усомнился бы принести в жертву свое тело для спасения души. Безусловно осуждая кровавый деспотизм И. Г, Толстой создает образ сильного, умного, но страшного в своей жестокости правителя.

“Художник, играющий Иоанна, – писал Толстой, – должен, среди самых безумных проявлений этого характера, давать просвечивать тем качествам, которые могли бы сделать из него великого человека, если бы они не были подавлены страстями, раболепством его окружающих и раннею привычкой к неограниченной власти. Качества эти: глубокий государственный ум, неутомимая деятельность, необыкновенная энергия, страшная сила воли и полная искренность в убеждениях”. Однако все эти качества, возвышающие царя над теми, кто его окружает, бессильны предотвратить крушение всей его жизни. Пьеса заканчивается смертью И. Г., но его образ тесно связан с развитием дальнейших событий всей трилогии: трагедии “Царь Федор Иоаннович” и “Царь Борис”.



Твір достоєвського злочин і кара.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Герой трагедии А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного”