Эмпедокл – герой трагедии Ф. Гельдерлина “Смерть Эмпедокла”

Образ Гельдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древнеэл-линский философ V в. до н. э. бросился в кратер Этны, чтобы “укрепить молву, будто он сделался богом”. Э. в трагедии кончает с собой по иным мотивам, пережив мгновение триумфа, опасаясь, что такое мгновение, высшее в его жизни, больше ему не суждено будет пережить.

Э. – один из первых романтических героев немецкой драматургии, бунтарь, мятежник, наделенный чертами сверхчеловека; предтеча таких романтических персонажей, как Прометей

Шелли и Манфред Байрона.

Жители Агригента воздают Э. заслуженную хвалу – он действительно “кормчий царственный”, практик и чародей, ученый и философ, умеющий укрощать ветер и излечивать людей, подлинный вождь, знающий себе цену. Но постепенно в отношениях Э. с людьми образуется трещина: герой вступает в конфликт с властями, со жрецом и архонтом. Э. счел себя избранником, равным богам, он чрезмерно уверовал в себя, в свою силу и могущество, стал почти презирать тех, кого благодетельствует, для кого возвышается. Итог самообожествления печален: Э. изгоняют из города.

Когда неожиданно сограждане прощают

Э., когда его вновь славят и готовы увенчать царской короной, дав ему истинную власть, герой решает уйти из жизни. Предсмертный монолог Э. – это утопическая картина грядущего гармоничного общества в духе античной демократии и Руссо. Гельдерлин не закончил трагедию, оставив несколько редакций, но образ Э. в каждой из них неизменен. Сценической истории трагедия не имела – лишь в середине 70-х гг. сценическую версию предложил немецкий режиссер К. М. Грюбер, поставив спектакль “Эмпедокл, играем Гельдерлина”, где в роли эллинского философа выступил Бруно Ганц.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Эмпедокл – герой трагедии Ф. Гельдерлина “Смерть Эмпедокла”