Философские раздумья Г. С. Сковороды о человеческом счастье
Не тот счастливый, кто желает лучшего, А тот, кто удовлетворен тем, чем владеет Г. С. Сковорода. Фигура Григория Савича Сковороды в древней украинской литературе одна из самых выдающихся. Он был философом и творцом человеческих душ, он был путешественником и целовала трава следы его ног, он был певцом и пели человеческие души вместе с его душой, он был мыслителем и теперь открылись нам тайны его заповедей, он был духовным сеяльщиком и проросли зерна, посеянные его рукой. Он был Человеком. Обошел всю Украину, странствовал Европой, имел много друзей,
Сковорода стал величайшим украинским философом, известным всему миру. Григория Сковороду называют народным философом. В центре внимания его находилась проблема счастья. Она связывалась у него с “родной работой”, которая, на твердое убеждение философа, является необходимой предпосылкой счастья. Учение о “родной работе” у Сковороды тесно связано с его пониманием жизни как театрального действа, где люди-актеры выполняют свои роли. И чтобы хорошо сыграть, надо каждому выбрать такую роль, которая отвечает его возможностям, наклонам и способностям.
Сковорода
Одной из наилучших басен Сковороды есть “Пчела и шершень”. В морали автор учит людей жить счастливо. Счастье это достигалось благодаря моральному самосовершенствованию, душевному покою и независимости от страстей окружающего мира, умению пользоваться тем, что есть, не стремясь к невозможному. Однако состояние душевного покоя не означало бездеятельности, наоборот. Любимое дело – обязательное условие счастья. Философ отстаивает мысль, что каждый человек может быть счастливым, если победит для инстинкта воли и будет идти путем добра.
Одним из условий счастья есть дружба симпатия и естественная доброжелательность людей друг к другу.
Поиски ответа на вопрос “В чем счастье?”. Отразились в 21-и песни “Сада божественных песен”. Домом и матерью называет счастье лирического герой. Он старается понять ее суть. Молодой олень олицетворяет раздумья, которые приводят к выводу, что счастье – это внутреннее состояние человека. Оно не живет среди Гергесенських полей, которые символизируют недостойная жизнь, а “пасет стадо в кринах” (полевые цветы), т. е. оно там в единении человека с природой. Так в стихе отразился философский взгляд на душевный покой. Эту же тему освещает поэт в 28-и песне. Автор призывает читателя углубиться в себя, заглянуть в свою душу. Там он отыщет своего товарища, другую волю, преодолеет первую – что символизирует человеческие страсти, которые убивают настоящую душу и лишают человека счастья. Г. Сковорода создает образ “духовного меча”, который должен очистить душу и, переросши в мудрость, стать на ее страже:
Ты един всем жизнь и радость, Ты един всем рай и сладость! Убей злую волю в нас, да твой владеет глас!
Григорий Савич ценил откровенность, скромность, свободу. Часто он повторял, что счастье – в познании самого себя, своих наклонов, способностей. В “Разговоре пяти путников в истинном счастье в жизни” сковорода проводит мысль, что в гармоническом объединении того, что удовлетворяет внутренние духовные потребности человека, оно – “внутри нас самих”!