Свыше двухсот лет тому назад умер Григорий Савич Сковорода. Не думал он, наверное, когда ходил городами и селами Харьковской губернии в одежде бедного путешественника, что кто-то возьмется за исследование его философских рукописей. Но сила ума такова, что в какой бы форме она не проявлялась, чары ее распространяются на большие промежутки времени и всегда осуществляют воспитательное влияние не только на поколение современников.
Григорий Сковорода был не просто учителем, не просто проповедником. Он был учителем и проповедником по призванию,
так как говорил и поучал не потому, что получал за это определенный заработок, а потому, что ему хотелось обязательно изложить свои мысли в самой доступной форме и своим словом “разбудить глухих” к истине. Поэтому главным, по мнению Сковороды, было учение о счастье. Что же такое счастье? Это, прежде всего, свобода, воля. Это самое главное, важнейшее в человеческой жизни, так как это является необходимым условием реализации высших возможностей, как отдельного лица, так и общества в целом. Воля, свобода – это благо, это высший дар человека, который избавился его тогда, как возникли угнетатели и эксплуататоры.
Но именно к воле должны стремиться люди, иначе они никогда не смогут ощутить себя счастливыми. Чтобы подсказать людям путь к счастью и воле, Сковорода воспевает героических борцов за народную волю, прославляет Богдана Хмельницкого, который боролся за освобождение украинского народа от польско-шляхетских поработителей. В других своих произведениях Сковорода говорит о работе, как об одном из самых весомых факторов морального воспитания. Но под работой он понимал не то или иное ремесло, а одинаково – и физическое упражнение, и умственный труд, лишь бы работа была направлена на достижение счастья, всем необходимого, или на отыскание истины, которая также является всем необходимой. Но работа должна быть “сродной”, то есть такой, которая человеку по душе, ведь только таким образом можно достичь наилучших результатов. Причиной того, что люди часто избирают “несродную” их настоящим естественным наклонностям работу, является желание во что бы то ни стало занять “место под солнцем”, любой ценой получить больше материальных благ, получить громкую, но напрасную славу. А значит, необходимо жить и работать, как пчела – иначе станешь подобным шершню, “что живет кражей чужого”. Главным знанием, обязательным для каждого, Сковорода считал познание самого себя, своей природы и соответствующее тому самоопределение. В разговорах он обращает внимание на самоанализ, критику своих поступков: и одно, и второе, по его мнению, должны привести к предоставлению преимущества мира духовного над всеми материальными соблазнами и заставить каждого стараться украшать себя не внешними украшениями: “Добрая природа и краса есть доброе сердце”. А это ведет к счастью. Чтобы человек был счастливым, он должен иметь покой в душе. Только гармония души и природы дает ощущение равновесия и покоя. Не надо никому завидовать, не надо стараться прыгнуть выше головы, искать напрасной славы. Лучшее, что можно сделать, – попробовать стать ближе к природе, понять и полюбить ее:
О дубрава! О свобода! У тебя я начал мудреть. К тебе моя природа, у тебя хочу и умреть.
Важным условием счастья является любовь, любовь ко всему миру, любовь всеобъемлющая. Ее нельзя игнорировать, так как это – “сокровище, радость, жизнь и слава”. Не любить – значит не жить. Не любить – это значит иметь черствое сердце. А такой человек просто не заслуживает счастья. Сковорода любил жизнь, любил природу, хорошую компанию искренних друзей и, в своем постоянно жизнерадостном и ясном настроении, главной целью жизни признавал счастье, удовлетворение, “радование”. Он понимал это не как сладкие утехи славы и тщеславия, не как грубое удовлетворение плоти, а внутреннее духовное счастье спокойной совести, понимание и поиск истины.