Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой

Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово “поэт”. Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой буквы. Ахматовская лирика претерпела изменения по мере ее взросления, но некоторые темы возникают в ее стихах на протяжении всего творческого пути поэта.

Лирика Анны Ахматовой начального периода – это лирика любовная. Лирическая героиня ее стихов переживает различные этапы любовных отношений. Душевное состояние ахматовской героини в стихотворениях не воспроизводится в данный момент. Оно появляется

в стихах как уже пережитое, в тот момент, когда героиня способна оценить произошедшее уже “остывшей головой”. Ахматовская героиня не просто рассказывает о том, что случилось, она дает оценку произошедшему спустя какое-то время, осмысленно. И конечно, делает выводы. Именно в этих выводах мы, читатели, чувствуем особую жизненную философию, появившуюся в результате любовных переживаний. Так, в стихотворении “Я научилась просто, мудро жить…” мы видим финал любовной истории. Брошенная любимым человеком женщина рассказывает о том, как она смогла пережить эту драму. Она научилась “просто, мудро жить”,
обратилась к Богу и в нем нашла утешение и успокоение: “Смотреть на небо и молиться Богу”. Она сумела путем усилий над собственной волей и чувствами в явно не радостное время года – осень (здесь имеет место параллель “осень – холодное время года” и “осень – период охлаждения любовных чувств”) слагать “веселые стихи” о том, что жизнь прекрасна.

Для того чтобы успокоиться после любовной драмы, героиня выработала особую жизненную стратегию, своеобразную философию: научиться замечать простые вещи, видеть красоту природы, ценить ее, размышлять, обращаясь к Создателю, о вечном. Лирическая героиня почти достигла своей цели:

И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

Какие-либо события, произошедшие в жизни лирической героини, ею переживаются, оцениваются и воспринимаются философски. Иначе, я думаю, просто не может быть – из любого события в жизни человек должен извлекать какой-либо урок, который и должен стать частью жизненной философии.

Пути познания себя, мира, родной земли, народа многообразны. Ахматова постигала бытие благодаря вначале интуитивному чувству, а в более поздний период своего творчества благодаря чувству своей кровной принадлежности родной стране.

В стихотворении “Родная земля” она писала о земле как бы в буквальном смысле этого слова, но придала ему глубокий философский смысл:

Да, для нас это грязь на калошах. Да, для пас это хруст на зубах,

И мы мелем, и месим, и крошим Тот пи в чем не замешанный уграх. Но ложимся в нее и становимся ею. Оттого и зовем так свободно – своею.

Родной землей, точкой опоры для Ахматовой всегда оставалось то место, с которым связаны многие светлые моменты в се жизни. Это место – Петербург.

Всю свою жизнь Ахматова связывала с Петербургом, с Царским Селом. Всем сердцем она навсегда привязалась к городу, о котором когда-то сказала:

Был блаженной колыбелью

Тем н ый город у грозной реки

И торжественной брачной постелью,

Над которой держали венки

Молодые твои серафимы, –

Город, горькой любовью любимый.

В тяжелые для нее годы разлуки с городом, вызванные войной и эвакуацией, она писала:

Разлуче) I ие на ше, мнимо: Я с тобой перазлучима…

В ахматовских стихотворениях мы встречаем приметы города: мосты, чугунные ограды, шпили башен, Летний сад – и все они непременно связаны с чем-либо для нее заветным. Каждая из этих черточек облика города – деталь ее судьбы. Связь, которая возникает между лирической героиней и городом вполне можно назвать интимной – Петербург и свидетель и участник ее судьбы:

Он говорил о лете и том, ,

Что быть поэтом женщине – нелепость. Какя запомнила, высокий царский дом И Петропавловскую крепость!

В данном случае приметы города остаются в памяти героини как знак разлуки.

Ахматова очень часта признается в своих стихотворениях в любви этому городу. Петербург для нее является средоточием величия всей страны, воплощением рукотворной красоты.

Но ни на что не променяем пышный, Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие луны,- Бессолнечные мрачные сады И голос музы еле слышный.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой