Художественные образы в произведениях Н. Волнового
Н. Волновой – писатель-новатор, писатель самобытный и своеобразный. Это не значит, что он сошел к нам из небытия, свалился неизвестно откуда. Корни его творчества – в нашей классической литературе, в нашем богатейшем фольклоре, в живой действительности. Вспомним слова: “поиски Волнового начались там, где прервались поиски Коцюбинского”. Если мы по-новому прочитали Коцюбинского, заглянули в его лабораторию, постигли его поэтику, тогда нам легче будет проникать в тайну мышления Н. Волнового. Так как он настоящий новатор и продолжатель
Посмотрим обычным взглядом на писателя и его произведения, где анализ сводится к обсуждению сюжета и поиска аналогичных случаев и настроений в жизненной действительности. Будем смотреть на художественное произведение как на произведение искусства. Ведь однобокая интерпретация литературы как простого отображения жизни обедняет саму суть искусства, лишает читателя возможности эстетичного понимания и восприятия художественного произведения, наслаждения его красотой. Бесспорно, из анализа художественного произведения нельзя исключать его творца, и не только его мировоззрение, мироощущение,
Поверил, что лишь сам так может лучше всего осуществиться как человек, но и поверил, что именно так лучше всего осуществится его эпоха. Верил в полную силу, поэтому такой большой ценой и заплатил за полноту веры. Другие так не умели. Или не могли. Или не хотели”. И слова В. Ковша, и слова И. Драча – это ключи к пониманию творческого “я” великого писателя. В своей работе над текстом мы будем помнить об этом. Н. Волнового называют романтиком революции, а его проза – это целое романтическое течение в украинской литературе двадцатого столетия, основоположником и пропагандистом которой он был.
И все же раннее творчество Н. Волнового сложно однозначно квалифицировать, втискивая в рамки романтизма, обходя наличие в его произведениях импрессионизма, а иногда и экспрессионизма. “Синие этюды” можно считать новым этапом экспериментов и поисков, новых форм выражения. Прочитаем его новеллы “Редактор Карк”, “Кот в сапогах”, “Солонский Овраг” или ” Чумакскую коммуну”, “Легенду”, “Арабески”,- в них имеется лирическая орнаментовка, отсутствует классический сюжет. В них встречаем вставные новеллы в живой ткани произведения, вживленные листья, отрывки из дневников, авторские комментарии, собственные впечатления, ощущаем своеобразность ритмики, сжатое, сконденсированное содержание фразы, произведения.