Рассказ Н. Волнового “Солонский Овраг”



Современная ему жизнь властно вошла в произведения писателя. Правда, чистая и честная проговаривает искренне к читателю. Писатель будто выступает летописцем тогдашних событий. Так в рассказе “Солонский Овраг” автор спокойно и объективно воссоздает картину противостояния двух вражеских сил на селе. Он будто идет по свежим следам трагических событий, а его герои борются со злом в реальных ситуациях, не выдуманных и не надуманных, а выхваченных непосредственно из жизни. Он не старается дать цельную, законченную картину, а ищет отдельные яркие эпизоды, непостоянные, изменяющиеся события, которые были характерны для той эпохи.

Бурность, колоритность, кинематографическая фрагментарность, за которой в конечном результате вырисовывается в нашем воображении целостная картина… – именно так писатель вводит нас в новый мир событий. Все это автор сумел передать и отрывистостью фразы, и пунктирно начерченным сюжетом, и композиционной перестройкой – нанизыванием отдельных, разрозненных эпизодов и образов, рисуя их короткими, ассоциативными штрихами. “К слобожанским Мельничкам подошли могущественные леса Полтавщины и за три шага остановились. Стоят стеной, хмурятся. В гущу дорожка по папоротнику, мимо сизых кустов, к Солонскому оврагу. Солонский Овраг: овраг и село. В селе пахнет дубовым молодняком…” Так развесисто начинает свою


новеллу “Солонский Овраг” Н. Волновой. И такое лирическое начало напоминает чем-то нашу классическую литературу и прежде всего М. Коцюбинского. Но и здесь уже свой, собственный штришок – умение строить фразу без сказуемого. (“В гущу дорожки по папоротнику..”) Умение сразу вводить читателя в непривычную атмосферу, будить воображение, фиксировать внимание на важном:

“Солонский Овраг – естественная крепость”. “Солонские острожники говорили: Есть Холодный Овраг, а это – Солонский Яр… Атож…А в Млинской волости жаловались: И сукины сыновья! Прохвосты! Чертового отца выдерешь их оттуда. Чухали затылок, собирались на сходку. Размышляли. Еще чухали затылок”.

И за этим коротким рассказом, за непринужденным будничным разговорром возникает правдивая картина жизни. Млинские крестьяне равнодушны ко всему, что происходит вокруг. Они не хотят выступить на борьбу с бандитами. “Может, пронесет. Лениво собираются на сходку, вдруг пройдет. И ночью снова было ограбление. Ну и что? Не меня же. Высказали свое негодование, и все… и только Саша Гордиенко не сдержался”. В этом коротком рассказе – эпизод огромной трагедии в жизни человека, душевная драма мужчины. Мы предметно ощутили душевную боль, сожаление и страх этого крестьянина. И может потому, что “темная наша родина. Разбежалась по желтым кварталам чернозема и вскрикивает росой на окраинах своих золотых полей. Блуждает она за ветряными мельницами и никак не найдет веселого пути”, может, поэтому не смог смириться со всем, что творится в их селе и поднялся на неравный бой Савка, голова волостного совета. Он не хотел разделить судьбу покорных, равнодушных, и частично запуганных крестьян. Савка встал на борьбу с бандитами и гибнет.

И лишь его смерть всколыхнула село, пробудила от дремоты и равнодушия, сняла страх из их душ. Двумя последними предложениями писатель воссоздает это пробуждение. И ту силу, которая поднялась на борьбу с врагами: “…А глубокой ночью из слизанного пожаром края двинулись толпы людей к голохвастовцам. Той же ночью огромное зарево пожара стояло над Солонским Оврагом”. Здесь четко подчеркнут характер молодого головы Млинского волостного совета, который мужественно стоит на позициях борца за народную власть.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Аналіз ахматової довкола жовтий вечір ліг.
Рассказ Н. Волнового “Солонский Овраг”