Образ “маленького человека” и его воплощение в произведениях отечественной классики XIX века

К жизни простого, ничем не примечательного человека обращались в своем творчестве многие писатели, ибо подобный герой существовал во все времена. А. С. Пушкин был едва ли не первым, кто постарался показать истинное существование простого человека. В “Станционном смотрителе” он приподнимает своего героя и показывает, что его внутренний мир намного богаче и привлекательнее мира тех людей, с которыми ему приходится сталкиваться. Любовь к дочери Дуне заставляет его решится поехать в Петербург и там искать ее. Но им так и не суждено было встретиться.

Узнав о печальной судьбе своей Дуни, Самсон Вырин упал духом. Постепенно он начинает “опускаться”, сильно пить, наконец, умирает.

Пушкин пишет, что его герою советовали обратиться к властям за помощью, но он отказался, смирившись со сложившимися обстоятельствами.

Образ станционного смотрителя стал прямым предшественником Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя “Шинель”. Автор правдиво воспроизводит жизнь ординарного человека – жертвы несправедливого социального порядка. С горячим сочувствием изображается в повести судьба этого “вечного титулярного советника”, предмета постоянных

насмешек и унижений. Бессмысленная работа и убогость существования лишала его способности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, кроме переписывания бумаг. Вся мечта Башмачкина о лучшей жизни воплотилась в шинели, кража которой оказалась кражей всей его жизни.

Мотив гуманности и сострадания переплетается в повести с сатирическим обличием бесчеловечности и грубости, царящих в жизни. В образе “значительного лица” воплощена жестокая бюрократическая система, не способная защитить “маленького человека”.

Как Пушкин и Гоголь, к теме “маленького человека” обращался Ф. М. Достоевский в романе в письмах “Бедные люди”. Герой этого произведения, Макар Девушкин – мелкий чиновник, придавленный горем и нуждой. Он переписывается со своей возлюбленной – Варенькой, которой рассказывает о своей трудной жизни.

Форма писем помогает писателю раскрыть внутренний мир героев. Этот мир богат и интересен, внешние обстоятельства не делают героев произведения жестокими и очерствевшими. Герои Достоевского сохраняют чувство собственного достоинства, но жизнь их тяжела и скудна.

Таким образом, можно говорить о том, что тему “маленькому человеку” русские писатели раскрывают по-разному, в разных аспектах, но всех их отличает гуманистический подход к своим героям, утверждение основ справедливости по отношению к “маленькому человеку”.






Твір батьків і батьківщину не вибирають.
Образ “маленького человека” и его воплощение в произведениях отечественной классики XIX века