Художественные решения Н. Островского

Трепетная поэтичность и мужественный драматизм взаимоотношений Павла Корчагина и его матери, как представляется сегодня, открывают больше всего созвучий с есенинской поэзией. Эту созвучность нельзя не обнаружить уже в тех последних словах, которые, прощаясь с жизнью, дарил сам Н. Островский Своей матери: “Не грусти, родная. Даю тебе честное слово, что я никого в жизни так не любил, как тебя. Помни это и верь”3. “Зимние месяцы пройдут скоро, и вместе с весной я опять вернусь к тебе. Крепко жму твои руки, честные, рабочие руки, и нежно обнимаю”.

Здесь

раскрылось то же, что и у Есенина, душевное волнение, драматизм личной судьбы, сыновняя привязанность и поэтичность чувства: “Я по-прежнему такой же нежный… Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад… Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне…” (“Письмо матери”)3. Такую же поэтичность н мужество переживаний Н. Островский смог психологически тонко раскрыть и в своем герое. Поэтому у арестованного петлюровцами Павла Корчагина, погруженного в нелегкие думы о тяжести и опасностях развернувшейся
борьбы, возникает не что иное, как образ именно матери: “Когда сидя забылся в тревожной полудреме, выплыл образ матери, ее худенькое морщинистое лицо с такими знакомыми, родными глазами. Плыла мысль: “Хорошо, что ее нет, меньше горя”.

Столь же четкой социальной оценкой и одновременно поэтичностью чувств отмечен в романе “Как закалялась сталь” и воссозданный писателем мир того молодого поколения, которое рано приобщилось к революции и которому выпало на долю] встретить чуть ли не в детстве Октябрь 1917 г. Жестокая классовая борьба, кровопролитные сражения ворвались в жизнь героев Н. Островского и заставили их не по годам быстро! повзрослеть. Но писатель не позволил себе увлечься достаточно! широко распространенным в литературе как тех, так и последующих лет “выпрямлением” детского характера, он не торопился превращать волею художника Павку-подростка и его друзей!

Н. Островский как художник создавал мир человеческих взаимоотношений с большой бережностью. И это не только не противоречило, но, наоборот, легло в основу развиваемой в романе строгой социально-исторической концепции. “Как закалялась сталь” – это книга о революции, о ее победном, хотя и нелегком, шествии, о том, как завоевывалась Советская власть на Украине, как складывались новые нравственные взаимоотношения между людьми, вступившими на путь революционной борьбы, как формировался новый, социалистический человек. События романа охватывают период с 1915 г. до начала 30-х гг., в повествовании прослежены основные этапы исторического развития страны.

Писатель в своем романе вскрыл причины социально-психологического конфликта, который был рожден эпохой революции, гражданской войны, начинающегося социалистического строительства, рассказывая о зарождении первых большевистских и комсомольских организаций на Украине, о действиях Красной Армии по освобождению страны от контрреволюции, о первых шагах социалистического соревнования (на строительстве узкоколейки под Киевом, в железнодорожных мастерских), первых стройках (на Боярке), о борьбе за чистоту большевистских рядов. Н. Островский подробно воссоздал социальные процессы, которые происходили в те годы в среде рабочих, крестьян и провинциального мещанства.

Поэтому так обстоятельны, так необходимы в романе страницы о том, например, как родилось у молодежи ремонтных мастерских “добровольное стремление к чистоте в цехе”; и о том, как складывались в комсомольской среде разные типы молодежных вожаков (писатель внимательно выяснял черты характера, социальные истоки каждого из своих героев); и о том, как первые комсомольцы искали путей к крестьянской молодежи (Н. Островский не только описывал социальные изменения в деревне, ему очень важно было добиться именно такого настроения в отношениях между комсомольцами и крестьянами, чтобы “стали слышны в селах новые песни, появились в избах, кроме псалтырей и сонников, другие книги”); и о том, из какого человеческого Материала составлялись в те первые годы ряды партии. Н. Островский приковывал свое и читательское внимание прежде всего к сугубо внутренним, психологическим движениям, которые вызывало в людях приобщение к Коммунистической партии. Поэтому подробно воссоздавая, например, прием в партию брата Павла Корчагина Артема, писатель вложил в уста этого “высокого мастерового с орлиным носом и глазами, спрятанными под черной бахромой бровей”, рассказ о биографии очень важной для русской действительности социальной прослойки – провинциального пролетариата, общественные настроения которого, как показал Н. Островский, складывались во многом иначе, чем у столичного рабочего класса.

Он, следуя школе тургеневского мастерства, стремился запечатлеть в поведении героя главным образом те детали, которые скупо, но очень точно лишь намечают психологическое движение, лишь регистрируют происшедшие изменения в психологической жизни персонажа. Этот художественный прием определялся не приверженностью писателя к бесстрастной, индифферентной информационности, а, наоборот, особой бережностью к внутренней жизни личности. Как человек он всегда испытывал уважение, деликатность, особый пиетет перед личной жизнью любого человека, потому и говорил, что “есть чувства, которые невозможно раскрыть, как нельзя выступить обнаженным. Может быть, эта нагота и прекрасна, но она невозможна”. Таким Н. Островский оставался и как художник.

Он не позволял себе безоглядно обнажать внутреннюю жизнь личности, он позволял себе лишь наблюдать ее борения и победы, стремился понять ее движение, учился сочувствовать ее страданиям и поражениям. Эта особенность определяла и образный строй и своеобразие сюжетных ситуаций в романе.

Поэтому в сцене, повествующей о приеме в партию Артема, который нелегко (подобно шолоховскому Кондрату Майданникову) принимал решение стать коммунистом, трудную психологическую борьбу героя можно проследить всего лишь по нескольким, казалось бы, почти незаметным, случайно брошенным деталям: Артем делал “последний шаг к тому, что согреет и осмыслит его суровое существование”, “провел шапкой по лбу и глубоко вздохнул”, “сдвинул густые брови”, “смущаясь за необычный слог своей речи, будто снял с плеч тяжесть, выпрямился во весь рост и ждал вопросов”.

Даже создавая картины зарождающегося среди молодежи соревнования, мажорную динамику этих событий писатель передавал не в лозунговых ситуациях, а в душевном движении своих героев. И потому эпизоды борьбы за первенство на строительстве в Боярке открывались повествованием, пронизанным ненавязчивой, как робкие краски зимнего утра, лиричностью: “Еще далеко до рассвета Корчагин тихо, никого не будя, поднялся и, едва передвигая одеревеневшие па холодном полу ноги, направился в кухню. Вскипятив в банке воду для чая, вернулся и разбудил всю свою группу”.

Рисуя широкую социальную панораму исторической действительности, Н. Островский стремился охватить взглядом художника даже впервые раскинувшиеся перед взором пролетариата просторы страны и потому показывал, как зарождалось и мужало чувство пролетарской солидарности и советского патриотизма у воинов, оберегавших пограничные рубежи Родины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Художественные решения Н. Островского