Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы

Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, “поближе к цивилизации”. Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они видели основы истинной нравственности, чистоты, простоты жизни, коренной мудрости.

В послереволюционном творчестве С.

Есенина громко звучит проблема города и деревни. Поэту милы родные поля “в печали своей”, он провозглашает мир “граблям, косе и сохе” и хочет верить в лучшую долю крестьянства. Но настрой его пессимистичен. В стихотворении “Я последний поэт деревни” он предрекает скорую гибель деревни, наступление на ее цивилизации в виде “железного гостя”.

В поэме “Сорокоуст” Есенин сравнивает два мира, представленных в виде чугунного поезда (город) и красногривого жеребенка (деревня). Жеребенок стремится перегнать поезд, но это невозможно: силы неравны. Поэт с грустью отмечает, что настали те времена, когда “живых

коней победила стальная конница…” Это отразилось не только в укладе жизни, но, что гораздо серьезнее, в укладе мысли, в представлениях о морали и нравственности.

Другим певцом деревенской жизни стал В. И. Белов. Он вошел в литературу в самом начале 60-х годов 20 века. Деревенские люди В. Белова скупы на слова и выражения чувств, порой грубоваты, так как выросли в трудном мире далекой северной деревни. Неслучайно бабка Евстолья рассказывает сказки о пошехонцах, несчастных мужиках – растяпах.

Главный герой его повести “Привычное дело” сродни этим пошехонцам. О нем сказано: “Русский человек умен задним умом, иногда он бывает простоват, попадает впросак”, и потому так добродушно посмеиваются над ним односельчане и сам автор. Белов обращается не к идеальному человеку, а к самому обычному, имеющему как положительные, так и отрицательные черты характера. Писатель утверждает, что именно деревенские люди – основа нравственности, чистоты и простоты, основа нации.

В. Распутин в “Матренином дворе” также обращается к теме деревни и города. Для писателя понятие деревни сродни понятию “земля”, “родина”, “память” и “любовь”. Жители Матеры, хранители традиций и жизненных основ, не могут представить своей жизни без знакомых с детства мест. Их не привлекает благоустройство города, для них существование вне родного острова бессмысленно, да и невозможно вообще. Молодежь же считает по-другому. Они отрываются от родных корней, переезжают в город, забывают не только своих предков, но и родную землю, превращаются в людей памяти и без родины. Писатель видит в этом очень тревожную тенденцию.

Таким образом, деревенская жизнь, с одной стороны, идеализируется писателями, представляется во всей своей естественности и правде, с другой, деревенская жизнь противопоставляется городской как во многом аморальной, безнравственной, оторванной от своих корней и заповедей предков. В то же время, писатели отмечают, что город побеждает деревню, люди стремятся уехать, деревни превращаются в заброшенные пустыни. Это тревожная тенденция, потому что деревня – основа нации, культуры и мировоззрения русского народа.






Усі ми прагнемо бути успішними людьми.
Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы