В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется понастоящему удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков.
Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе “Мертвых душ”. Обращает на себя внимание то, что он ничем не выделяется – ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и нельзя сказать, чтобы тонок. В создании Чичикова – этого воплощения усредненности – проявилась гениальность Гоголя. По канонам русской литературы того времени,
Характер Чичикова находится гдето между точным расчетом и преступлением. Этот человек необыкновенно приличной наружности ведет противозаконную деятельность. Чичиков, по большому счету, ворует деньги у опекунского совета – организации, призванной заниматься проблемами социально незащищенных граждан. Попади Чичиков в руки правосудия – и ему гарантированы каторжные работы и поражение в правах, то есть лишение дворянского звания. Следя за похождениями Чичикова, всегда нужно
Чичиков – отличный предприниматель. Он виртуозно со
264
Вершает свои сделки, умеет подыскать ключик к каждому из деловых партнеров. Кроме того, Павел Иванович блестяще устраивает для себя административную поддержку, так называемую “крышу”. В сферу его деятельности попадают многие из местных политиков. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками Чичикова.
Еще современники Гоголя замечали, что купляпродажа мертвых душ, согласно действовавшему тогда законодательству, была невозможна. Но время стерло эти несообразности, и мы не без удовольствия наблюдаем за деловой активностью Павла Ивановича. Наверное, многие из читателей могут позавидовать тем простым временам, когда обмануть государство было так просто – нужны лишь хорошая идея, немного денег и личное обаяние, которым Чичиков обладал в полной мере.
Упомянув деловые и человеческие качества Павла Ивановича Чичикова, нельзя не остановиться на современности его характера. Современники Гоголя восприняли главного героя “Мертвых душ” с плохо скрываемым отвращением. Сегодня Чичиков выглядит как вполне симпатичный и достаточно безобидный жулик. Действительно, Павел Иванович не нанимал киллеров для убийства конкурентов, не покупал голоса депутатов Государственной думы, не торговал оружием и наркотиками, не развращал малолетних. Сегодня Чичиков, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе, однако значительных высот ни за что бы не достиг. Вероятно, Павлу Ивановичу недостало бы цинизма и крайней жестокости, прославивших нынешних чиновников далеко за пределами СНГ.
Говоря о характере Павла Ивановича, нельзя не сказать о том, что Гоголь намеревался сделать своего героя достойным человеком. Речь о духовном совершенствовании Чичикова должна были идти в сюжетном втором и недописанном третьем томах поэмы ” Мертвые души “. Можно только представить, какие испытания, какие духовные борения пришлось бы пережить этому прирожденному предпринимателю, чтобы стать другим. К счастью, в русской литературе навсегда остался только первый и единственный том “Мертвых душ” – одно из лучших произведений, написанных на русском языке.
Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, “свихнувшись” на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются оеху на человечестве”. Таков Плюшкин. “А ведь было врекогда он только был бережливым хозяином! был женат и се” ‘ и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, хозяйству и мудрой скупости… Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей… перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее… по4 пйтельнее… скупее…” Бережливость переродилась в скаредсть, а некогда богатое поместье – в развалившееся хозяйство. Rьехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает “какуюто особенную ветхость… на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек… Окна в избенках были без стекол…” Господский дом глядел “какимто дряхлым инвалидом”, только сад, “заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении”. Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: “баба или мужик”. Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. “Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель”, все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачемто хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, “рюмку с какойто жидкостью и тремя мухами”. Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен. “Маленькие глазки еще не потухнули и бегали изпод высоко выросших бровей, как мыши”, которые высматривают кота, боясь попасться ему в зубы. Встреть его Чичиков в церкви, “то, вероятно, дал бы ему медный грош”. Но Плюшкин “не нищий… У этого помещика была тысяча с лишком душ”. В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, “не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни”, заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок”. И все тащил к себе в комнату. “Вон уж рыболов °Шел на охоту”,- говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем еРшим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвептг* / **Kv бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея нельзя обойтись “восьмушкой”. ° В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящег “ничтожности” и “гадости”, до которой может дойти челове подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах ‘ которым стремился в юности. “Грозна, страшна грядущая впеп ди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосеп днее ее, на могиле напишется: “Здесь погребен человек!”-“, но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости”. Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла – крепостного права делающего из людей рабов мелких “страстишек”, вытравляющего душу. Но писательгуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ “птицытройки”, способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. “Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства”.