Учитель-словесник Дмитрий Николаевич Подгрушный

Ярким даром ритора, мастера красного слова владел учитель-словесник Дмитрий Николаевич Подгрушный. Он часто давал ученикам свободные темы для композиций, и здесь Саша Довженко продемонстрировал свои способности. Его композиции были лучшими в классе. Особенно поразила и запомнилась всем его художественная композиция “Святки” – поэтический рассказ о народных новогодних торжествах. Свои описания Саша иллюстрировал колядками. Были в его сочинении и острые реплики, остроты, шутки, которые он передавал различными голосами. Всех пленил

артистизм Саши.

Подгрушного вскоре в училище заменил Николай Емельянович Климченко, который очень любил декламацию, вдохновенно читал ученикам “Слово о полке Игоревом”. Под его влиянием весь класс пришел в восхищение старинным эпосом. Но запомнить сложный текст “Слова” удавалось не каждому. Зато в устах Саши поэма звучала торжественно, веще и тревожно. Он читал ее во время уроков и на вечерах, поражая слушателей. “Слово” вошло в его плоть и кровь.

И никто тогда не мог знать, что придет время и “Слово в полку Игореве”, его эпический порядок, высокие патриотичные мотивы, чеканенный стиль

– все это станет добрым основанием творчества Довженко-художника. А в грозные дни Великой Отечественной войны к героям-победителям “Повести пламенных лет” придут во снах или видениях витязи Киевской Руси. И говорит сержант Иван Орлюк за все: “Мы… отстояли все прошлые века… Всю нашу историю, прошлую и будущую”. Станет “Повесть пламенных лет” новейшим Словом о бессмертных защитниках родной земли. И имя автора этого Слова станет известно всему миру, но не все будут знать настоящее имя учителя, который научил будущего писателя любить и понимать “Слово о полке Игореве”.

А дружба учителя и ученика крепла. Климченко всячески поддерживал Сашкино увлечение поэзией, народным творчеством, историческими песнями, былинами, казацкими думами. Учитель также заведовал библиотекой училища. Саша сначала помогал Николаю Емельяновичу, а потом фактически стал библиотекарем. Под его влиянием многих в классе пленила страсть к чтению. Правда, родители не одобряли этой “игрушки”: каждого ученика ждало дома множество обязанностей: принести воды, вскопать огород, накормить, напоить скот, нарубить дров и т. п.

Кое-кто начал заводить собственные библиотеки. Однако Саша предложил создать из личных книжек общую ученическую библиотеку и держать ее в училище. Все охотно приняли такое предложение. Так возникла “библиотечная коммуна”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Учитель-словесник Дмитрий Николаевич Подгрушный