Николай Николаевич Носов (1908-1976 гг.)

Николай Николаевич Носов начал писать в конце 30-х годов, но настоящее признание полнил после Великой Отечественной войны. Он родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье киноактера. Закончив школу-семилетку, поступил работать на завод. С 1927 года Носов начал учиться в Киевском художественном институте. Через два года он перевелся в Московский государственный институт кинематографии, который закончил в 1932 году.

До 1951 года Н. Носов занимался режиссерской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов, а в годы войны – военно-технических. Долгое содружество режиссера Н. Носова с детьми наложило отпечаток на его творчество. Уже первые произведения писателя, появившиеся незадолго до войны, были адресованы детям. Первый рассказ – “Затейники” – был напечатан в 1938 году в журнале “Мурзилка”. В послевоенные годы один за другим выходят сборники его рассказов: “Тук-тук-тук” (1945), “Ступеньки” (1946), “Веселые рассказы” (1947) и повести: “Витя Малеев в школе и дома” (1952), “Веселая семейка” (1949), “Дневник Коли Синицына”

(1950) и др. Книги писателя получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом; когда в 1957 году были опубликованы сведения о произведениях, наиболее часто переводившихся на иностранные языки, оказалось, что имя Н. Н. Носова занимает одно из первых мест.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями, положили начало творческой деятельности Н. Носова. Герои их – фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи. Во многих рассказах (“Мишкина каша”, “Тук-тук-тук”, “Телефон”, “Огородники” и др.) сквозным оказывается один персонаж – Мишка Козлов, объединивший их в цикл “Мы с Мишкой”. В то же время каждый из рассказов самобытен. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, I как правило, ведется от 1-го лица. Чаще всего это друг Мишки, который не может противиться задорному упорству своего товарища. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии: “насыпал в кастрюлю крупы”, “схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать”, “взял кружку, полез в ведро”, “выхватил сковородку из печки” (“Мишкина каша”). Весь сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля, оставшись одни на даче, варили кашу, насыщен юмористическими положениями, смена которых держит читателя в постоянном веселом напряжении. Мишка – фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. “Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах” ,- писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают основные особенности детского восприятия. Совсем не обязательными оказываются развернутые характеристики, прямые и косвенные, для того чтобы зримо возник образ того или иного персонажа. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят. В рассказе “Огородники”, например, два друга, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь копали, как им казалось, свой участок огорода. Утром, когда все ребята из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, посмеиваясь над товарищами. Вдруг они обнаружили, что один участок остался без хозяев:

“- А это чей участок? Совсем мало вскопано, и хозяев нет. Наверно, дрыхнут еще! Я посмотрел: – Номер 12. Да это ведь наш участок”.

Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде (“Огурцы”), и о том, как Федя Рыбкин “разучился смеяться на уроках” (“Клякса”), и о дурной привычке учить уроки, включив радио (“Федина задача”). Но даже самые “моралистические рассказы” писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми. Герои произведений Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки (“Шурик у дедушки”), то целый день трудились – “строили снежную горку” (“На горке”), то решили сделать каток и “рьяно взялись за дело” (“Наш каток”). “Мальчики Носова несут в себе все черты советского человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени”,- писал Валентин Катаев в предисловии к собранию сочинений Николая Носова.

“Веселая семейка” Глубокое понимание запросов читателя-ребенка отмечает повесть Н. Носова “Веселая семейка”, написанную в 1949 году, издававшуюся для дошкольников и младших школьников. Повествование в ней тоже ведется от 1-го лица, мальчика 11-12 лет. Два друга решили сделать инкубатор. Затея привлекла их своей новизной и необычностью: нужно не только сделать что-то механическое, но и постоянно дежурить, просыпаясь каждые 3 часа, чтобы дождаться “наклевок”. Вскоре весь класс оказался втянутым в осуществление мечты двух друзей; все ждут, когда же придет двадцать первый день, на который должны появиться цыплята. Один из друзей, Мишка, заранее пытается отвести от себя возможные обвинения, если “наклевки” своевременно не появятся. Он говорит, что ему “не везет в жизни”, за какое бы дело ни взялся, что он “ведь не курица” – откуда же ему знать, будут вообще цыплята или нет.

Писатель рассказывает о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательнее для юных читателей. Юмористическое начало никогда не бывает чужеродным у писателя, оно пронизывает всю ткань произведения. Творчество Н. Носова имеет большое значение в русской детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта являются способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.






Характеристика образу гулівера.
Николай Николаевич Носов (1908-1976 гг.)